Навык подстраиваться: куда заведет российское образование Герман Греф
Герман Греф © Стоп-кадр из видеотрансляции
Слово «форсайт» большинству русских людей, прошедших через еще старую – проверенную – систему образования, известно по названию романа Голсуорси «Сага о Форсайтах». От этого понятия веет домашним уютом, но новые контексты придают ему зловещий оттенок. В рамках программы «Образование 2030» оно означает взгляд в будущее. А оно у нас, как известно, цифровое, техногенное и безрадостное.
Куратором «Образования 2030» является глава Сбербанка Герман Греф, известный своей патологической ненавистью к советской школе. По его разумению, советское образование было нацелено на индустриальное общество, а теперь мы семимильными шагами идем к технологическому социуму, потому и коленкор, дескать, иной.
Накануне.Ру выделил несколько базовых признаков «образования будущего» по Грефу. Как видим, самоизоляция с ее дистанционным обучением воспринимается как генеральная репетиция воплощения этих принципов в жизнь:
• онлайн-платформы должны позволить учителю работать с ребенком индивидуально;
• «учитель-репродуктор» больше не нужен;
• дипломы об окончании учебного заведения – это лишнее;
• можно обойтись без авторских учебников;
• наконец, к 2035 году должны уйти в прошлое и сама общеобразовательная школа, исследовательский университет, текст (книга, статья) как доминирующая форма знания.
Одним из первых на перекосы и опасности форсайтов программы «Образование 2030» обратил внимание Никита Михалков. Именно режиссер начал бить тревогу по поводу того, что Греф норовит исключить из системы обучения индивидуальность и фигуру учителя как таковую. За что и поплатился запретом своей авторской программы на ТВ.
Однако Михалков при этом много говорит о планах мировой закулисы по созданию «золотого миллиарда». А публицист Константин Семин, соглашаясь с режиссером в принципиальных вопросах, мотивирует замыслы Грефа банальной жаждой наживы.
«Когда мы делали фильм "Последний звонок", я сталкивался с этим проектом, конечно же, то, о чем говорит Михалков, существует, идеи есть, проекты осуществляют, но связано это не с какими-то мистическими планами мировой закулисы, о которых говорит наша православная общественность в лице Михалкова (он теперь стал ее знаменем), а это связано с жаждой наживы, - полагает Семин. – Я бы призывал видеть во всем не заговор Грефа, потому что убери Грефа – будет то же самое, ничего не изменится».
Константин Семин указал при этом на губительность стремления Грефа свести образование к «развитию навыков», о чем говорил глава Сбербанка на одном из форумов: «Согласно этому, человек – это такая болванка-заготовка, которая сама себя растачивает, встраивается в какой-то механизм в зависимости от потребностей экономики. То есть человек не должен быть всесторонне развитым, не должен иметь фундаментальное образование, а должен уметь подстраиваться под запросы рынка, для этого должен обладать каким-то базовым количеством навыков, главный из которых – это навык подстраиваться. Учителя его слушали молча, в гробовой тишине».
Одним из таких учителей, которых «наполеоновские планы» Грефа вгоняют в ступор, является профессор РГПУ Сергей Рукшин. «Я очень плохо отношусь к тому, что в образовательные процессы вмешиваются непрофессионалы, – говорит Рукшин. – К сожалению, сейчас, после пусть неудачного, пусть вынужденного, но применения дистанционных технологий, вмешательство непрофессионалов в образование становится все больше и больше. Вмешательство непрофессионалов и торжествующий непрофессионализм вообще очень опасны».
Среди катастрофичных реформ системы образования Сергей Рукшин выделил упразднение физматшкол, которые обеспечивали обороноспособность нашей страны. Что же предлагается взамен? ВШЭ, по рекомендации Грефа, подготовила документ о базовых навыках «человека будущего»:
• читать и писать (способность воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде);
• считать (способность применять математические инструменты, аргументацию, моделирование в повседневной жизни, в том числе в цифровой среде);
• программировать (способность воспринимать и создавать информацию на формальных языках, языках программирования).
Дополнительные модули:
• гражданская грамотность;
• навыки финансового поведения (финансовая грамотность);
• базовые навыки использования правовых норм (правовая грамотность);
• экологическая грамотность;
• научная, технологическая грамотность;
• грамотность в области здоровья.
Стоит ли говорить о том, что всем этим «премудростям» можно научиться онлайн, а о постижении наук в документе нет ни слова. «То, что все потраченные миллиарды были потрачены зря, продемонстрировал нам переход на дистанционное обучение, - критикует такую систему Сергей Рукшин. – И было совершенно очевидно, что там, во-первых, ничего не создано, а во-вторых, "создание контента" себя не оправдывает, личность воспитывается только личностью. Дистанционное образование – это возможность только для очень сильно мотивированного человека, а для ребенка, даже если у него дома есть компьютер, это всегда соблазн просто включиться, сделать вид, якобы он слушает урок, а самому спокойно играть. Это отсутствие контроля за образовательной деятельностью в дальнейшем приведет к делению образования на элитное очное и на плохое массовое для всех остальных».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Школа - не массовая, а за деньги...да и жалеет-не жалеет, для меня пустой звук...мне интереснее, кто из них физиком или конструктором станет?
Министр должен о стране думать или о чём?
А как языки учить, или третий разряд получить, я на пальцах объясню...при чём с Оксфордским акцентом..:)
кто в 90-х продал завоевания своих предков за тачку, жвачку и джинсы?( нав, вы вращаетесь в интеллигентных кругах. бывайте чаще в народе, особенно среди автолюбителей, коих с каждым годом становится больше. их сердце - мотор, а душа - осадок в баке для бензина. вы поймете, что мир уже давно не на пути прогресса, а регресса(
имеется ввиду быть послушным винтиком так называемой команды. но лектор так увлекся своей идеей, что не заметил, как легко в таких условиях экономика страны превратится в экономики командочек( этому сегодня уже есть пример - Украина: каждая команда тянет одеяло на себя.
ВЫ СТАТЬЮ ПРОЧЛИ?
Советское школьное образование в период 1955-1990 возможно, и слабело, но потихоньку, и, в принципе было составлено по той же схеме. То есть все предметы были на месте, и ребенок со способностями к математике и физике (и не только) мог эти способности проявить и стать заметным, что потом бы привело его в нужный стране ВУЗ..
То, что предлагается, вообще мало похоже на образование..это что-то вроде курсов домоводства...
Заметил одни "базовые навыки". Подробностей не вижу, но есть сильное подозрение, что это не про образование, поскольку все эти "базовые навыки", плюс умение читать и писать - это что-то очень примитивное..
"Россию губят три вещи. Образование без культуры, водка без закуски и власть без совести"
Дмитрий Мир польский "Тайна трёх государей"
Следствием этого является то что нами управляют такие персонажи как Греф!