Как цифровизация меняет правила игры в ЖКХ?
Российский рынок ЖКХ, объем которого оценивается более, чем в 8 трлн руб. переходит в цифру. Госдума одобрила законопроект, предписывающий перевести в национальный мессенджер Max каналы связи жителей многоквартирников с управляющими компаниями, ресурсными организациями и региональными операторами ТКО. Диалог будет поддерживаться через домовые чаты. Это поможет создать единую официальную площадку взаимодействия жителей с сервисными структурами и городом. Такое решение снизит риски потери данных, обеспечит всем собственникам жилья равный доступ к информации и сделает цифровую среду для ЖКХ удобной и безопасной. Кроме того, с 2026 г. каждый житель многоквартирного дома сможет в любое время посмотреть в ГИС ЖКХ отчет о том, как управляющие компании расходуют поступающие им от жителей средства и исполняют свои обязательства.
Экономика качества
До недавнего времени сфера ЖКХ как будто оставалась немного в прошлом веке. Несмотря на интеграцию высоких технологий в сервисы для жизни и огромные расходы на модернизацию отрасли, в том числе из госбюджета, техногенные аварии все еще остаются частью повседневности. Все по классике — как бутерброд всегда падает маслом вниз, так и крыша всегда начинает течь не вовремя.
Предотвратить форс-мажоры на территории отдельно взятого многоквартирника — задача управляющих компаний (УК). Но вот на что тратятся средства из платежек, собираемые по статьям ремонт и содержание дома, жители зачастую не понимают. Призвать УК к ответу даже в уходящем году было проблематично, хотя Жилищный кодекс прямо требует, чтобы они отчитывались перед жильцами. Однако дьявол — в деталях: ответы управленцев чаще всего оставались формальностью. Без строгой формы отчетности в качестве обратной связи годилась даже отписка в духе «мы отработали хорошо».
С нового года ситуация изменится. После вступления в силу закона об отчетности УК обязаны до конца первого квартала каждого года сдавать отчет о своей работе. Четко и по пунктам: сколько денег поступило, на что потратили, что сделано, какие услуги оказаны. Единые стандарты отчетности определяет Минстрой. А посмотреть отчеты каждый житель сможет в любое время в ГИС ЖКХ. Эксперты уверены, что принуждение к цифровой прозрачности станет серьезным стимулом для улучшения качества оказываемых услуг. Особенно после того как у жителей появилась возможность голосовать за УК на Госуслугах. Тут подделать подписи жителей, как это сплошь и рядом случается «на бумаге», невозможно. Доказать свою конкурентоспособность можно только делом.
Навязчивые услуги
Непрозрачность механизмов принятия решений в ЖКХ до сих пор приводит к судебным тяжбам и даже буквально вооруженным конфликтам. Этим летом «боестолкновение» произошло в самом сердце Москвы — в ЖК «Садовые кварталы», в числе жителей которого — комик Евгений Петросян и актер Иван Янковский.
Еще в 2024 году резиденты ЖК отказались от услуг управляющей компании «Лайм Хамовники» — из-за роста стоимости и падения качества оказываемых услуг. Однако УК провела альтернативное собрание. Доказать его нелегитимность жители не смогли, и в итоге в 2025 году суд постановил вернуть УК к управлению комплексом. Момент возвращения УК на рабочее место был полон драматизма. «На территорию нашего дома проникают всеми возможными способами непонятные люди с вооруженной охраной… 30-40 человек мужчин, высоких, здоровых боролись с нами, женщинами», — так описывала детали противостояния одна из жительниц комплекса.
Похожие ситуации возникают не только в премиальном сегменте. Так, жителей нескольких столичных ЖК объединили общие проблемы в отношениях с управляющей компанией «ВК Комфорт». В прошлом году собственники жилья из ЖК «Датский Квартал», «Северный Парк» и комплекса «Технопарк» заключили символическое соглашение о сотрудничестве против этой УК. Кстати, именно эта УК возглавляла антирейтинг управленцев на специализированном портале «Все о стройке».
Понятно, что рано или поздно правда восторжествует, и УК сменится. Но сколько сил, средств и нервных клеток остались бы в сохранности, если бы коммуникация изначально была открытой и прозрачной. Цифровые площадки не прощают подобных вольностей. Подделать результаты голосования на платформе Госуслуг невозможно, и для жильцов это будет большим подспорьем в диалоге с рейдерами от ЖКХ.
Место встречи изменить нельзя
Даже простое общение с управляющими компаниями сегодня — тот еще квест. У каждого управленца — свое приложение или чат во всех возможных и уже почти невозможных мессенджерах. Распечатанные на блеклом принтере объявления формата А4 с указанием паролей и явок регулярно исчезают с досок информации в подъездах. Самым доступным вариантом остается писать «на деревню дедушке». Или провести собственное расследование, достойное Холмса и Пуаро.
Более того, в каждом чате — свои модераторы и свои правила. Собственники чатов — тоже разные и часто бывает так, что со сменой УК исчезает и чат со всей историей переписки. Перевод домовых чатов в национальный мессенджер Max решит сразу несколько глобальных проблем. Именно такие площадки станут официальными. Принадлежать они будут региональным органам стройнадзора — нейтральным арбитрам, которым нет смысла «играть» в пользу какой-либо из сторон. Это гарантия того, что чаты не исчезнут, а их история не будет «отредактирована».
Само общение в официальных чатах предполагает формат дискуссии «под запись». Тут будут объединены три заинтересованные стороны: жильцы, УК и городские службы. Маневр в духе «мы такого не обещали» — не пройдет. Все ходы будут записаны. И доступ к информации у всех жильцов будет равный. И безопасный.
Верификация вместо иллюзий
Безопасность — отдельная боль нынешних домовых форумов. В сознании пользователей такие площадки — это что-то вроде внутреннего двора: с одной стороны, зайти туда может кто угодно, с другой — кому это надо, кроме своих. Именно этой иллюзией и пользуются мошенники, предлагая «соседям» арендовать парковочное место, купить излишки стройматериалов или бытовую технику по привлекательной цене, а детали — обсудить в личных сообщениях. В качестве залога аферисты предлагают внести предоплату, а потом — бесследно исчезают.
В основе этой схемы — эффект «своего», того, от кого не ждешь подвоха. Но полуофициальные чаты никогда не дадут четкого ответа на вопрос: кто там, по ту сторону смартфона. Гарантию может дать лишь железобетонная верификация. Такая, поддержанная данными Госуслуг, есть только у Max. Сама архитектура выстроенных на его основе домовых чатов отсеивает чужих и создает экологичное пространство для решения насущных вопросов. Здесь невозможно спрятаться за «ником» — все собеседники зарегистрированы и верифицированы. И имеют прямое отношение к дому, чьи дела обсуждают.
«Национальный мессенджер Мах в сравнении с иностранными аналогами отличается стабильностью и безопасностью. Поэтому представляется целесообразным перевод на него домовых чатов и каналов коммуникаций ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и фондов капитального ремонта», — пояснял вице-премьер Марат Хуснуллин на заседании штаба правительственной комиссии по региональному развитию.
Сегодняшняя цифровая трансформация ЖКХ — это результат долгой и сложной истории отношений жильцов и управленцев. И в этом смысле перевод домовых чатов в Max поможет сформировать новую культуру взаимодействия людей, города и коммерческих сервисов. Когда все коммуникации происходят открыто, под запись и с гарантией подлинности сторон, споры становятся короче, а решения принимаются быстрее. В едином цифровом пространстве каждый голос будет услышан и каждая заявка найдет своего исполнителя.

Комментарии читателей Оставить комментарий