Турция чуть не разругалась с Россией из-за Сирии
Если верить турецкой газете Aydinlik, несколько дней назад между президентом РФ Владимиром Путиным и премьером Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом произошел следующий обмен «любезностями» по телефону.
Путин: «Если хоть один турецкий солдат перейдет сирийскую границу, Россия очень жестко отреагирует».
Эрдоган: «Это угроза? Для нас это неприемлемо».
Путин: «Думайте как хотите, я свое слово сказал».
После этих слов, по утверждению издания, Эрдоган просто бросил телефонную трубку, сообщает ИА REGNUM. Впрочем, некоторые сирийские и палестинские источники утверждают, что это сделал как раз Путин. Ну а третьи источники считают, что такого разговора и вовсе не было...
Два дня спустя, 10 октября, истребители ВВС Турции перехватили и посадили на турецкий аэродром сирийский авиалайнер, выполнявший рейс по маршруту Москва – Дамаск, на борту которого находились 17 граждан РФ. В результате обыска воздушного судна там было найдено некое запрещенное к ввозу в Сирию «военное оборудование». По словам Эрдогана, получателем груза было Минобороны Сирии, а отправителем – одно из российских оборонных предприятий (точнее, тульское Конструкторское бюро приборостроения).
Официальная реакция Москвы была не чета вышеприведенным словам Путина. Конфискованный турецкой стороной груз, дескать, и транспортировался на законных основаниях, и был на таких же основаниях изъят, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, подчеркнув при этом, что данный инцидент не повлияет на состояние российско-турецких отношений, которые устойчиво развиваются на прочной основе. «Мы обсудили недавнее происшествие с принудительной посадкой в Анкаре пассажирского самолета сирийских авиалиний, – цитировала пресс-служба российского МИД слова Лаврова. – На его борту находились граждане России, а также перевозился груз, который российская организация поставляла сирийскому партнеру. Это был легальный груз, его транспортировка осуществлялась на законных основаниях. Как мы понимаем, Турция действовала на основе Чикагской конвенции, на что имеет право. В то же время владельцы груза будут добиваться его возвращения, и мы хотим как можно скорее получить разъяснения турецких коллег об обстоятельствах происшедшего, так как пауза уже затянулась. Но, уверяю, никто не должен беспокоиться за состояние российско-турецких отношений: они устойчиво развиваются на прочной основе».
Турецкая сторона вроде бы тоже пыталась спустить инцидент на тормозах. «В отношениях между Турцией и Россией нет никакого кризиса, и страны продолжают активное сотрудничество по всем направлениям», – заявил 19 октября министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, слова которого приводит ИА REGNUM. Касаясь заявлений российской стороны о том, что на борту самолета находился груз с «оборудованием двойного назначения», Давутоглу подчеркнул, что в любом случае эта техника предназначалась для использования режимом Асада, и, конечно же, в военных целях. Таким образом, по словам дипломата, Турция действовала в полном соответствии с международным правом и национальным законодательством. Давутоглу подчеркнул, что в вопросе о возвращении изъятой военной техники Анкара будет руководствоваться теми же принципами.
Ну а сегодня турецкая «Хюрриет» и вовсе сообщила о том, что позиция Турции по отношению к России, а также Ирану смягчается в связи с необходимостью решить сирийский вопрос. По информации издания, которую приводит «Интерфакс – Азербайджан», проведенные на прошлой неделе на полях бакинского саммита Организации экономического сотрудничества (в нее входят 10 стран: Казахстан, Иран, Турция, Азербайджан, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Туркменистан. – Прим. KM.RU) переговоры Эрдогана с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом указывают на смягчение позиций Анкары по вопросу сирийского урегулирования. «Это демонстрирует значительный сдвиг в позициях Анкары, – говорится в публикации турецкого издания. – Всего пару месяцев назад Анкара прохладно реагировала на дебаты по Сирии, в которых участвовали Россия и Иран, в связи с их бескомпромиссной поддержкой сирийского президента Башара Асада».
В Баку Эрдоган даже обратился к Ахимадинежаду с предложением провести трехстороннюю встречу по Сирии при участии Турции, Ирана и Египта, а по возвращении в Турцию объявил, что встреча по Сирии при желании может быть проведена еще в двух форматах. Один из них подразумевает участие Турции, России и Ирана, а другой – Турции, Египта и Саудовской Аравии.
Аналитик ИА REGNUM Станислав Тарасов отмечает в связи с этими инициативами Эрдогана, что в первом случае, предлагая провести трехстороннюю встречу по Сирии при участии Турции, Ирана и Египта, «Анкара пытается дезавуировать уже созданный по инициативе Египта так называемый «исламский квартет»: Египет – Турция – Саудовская Аравия – Иран». Ведь заседания данного «квартета» проходят без участия Саудовской Аравии, которая выступает против участия в нем Ирана. К тому же не все очевидно и с позицией Каира в отношении такой конфигурации международного посредничества в урегулировании сирийского конфликта. Таким образом, три участника «исламского квартета» – Египет, Турция и Иран, – даже объединившись в единый формат, пока не могут выйти на общее решение.
Что же касается предлагаемого Анкарой второго трехстороннего альянса по сирийскому урегулированию (Турция – Россия – Иран), то это уже попытка нанести дипломатический удар по Женевским соглашениям, считает Станислав Тарасов. Минувшим летом, напоминает он, члены Совбеза ООН с участием Турции подписали известный женевский документ, предусматривающий создание в Сирии коалиционного правительства с участием Дамаска и сил оппозиции, реформы и выборы. И Анкаре логичнее было бы отказаться от блокирования женевских договоренностей, к чему ее сейчас фактически принуждают противники режима Асада, добившись привлечения к ним Ирана. Что же касается России, то ее возможное участие в альянсе с Турцией и Ираном по сирийскому урегулированию с выходом на какое-либо новое соглашение возможно при условии, что оно получит поддержку прежде всего со стороны других членов Совета Безопасности ООН. Именно это гарантирует удержание процесса урегулирования в рамках международного правового пространства. Таким образом, Турция видит роль России в представительстве общей точки зрения Совбеза ООН, что, учитывая принципиальные разногласия между Россией и Китаем с одной стороны и представленными в СБ ООН западными державами с другой, видится довольно проблематичным.
Ну а главный мотив, толкающий Анкару к поискам пути урегулирования сирийского конфликта, – это та угроза для самой Турции, которая исходит из-за ее вовлеченности в сирийский конфликт фактически на стороне противников режима Асада. В связи с этим Станислав Тарасов приводит мнение турецкой Millî Gazete, которая выступила сегодня с интересной статьей о сирийском кризисе. Издание отмечает, что Турция, одна из стран, которая оказалась быстро втянутой в сирийский кризис, сама «родила курдского ребенка», против чего она боролась и борется на протяжении последних чуть ли не 50 лет. Ведь после того, как для Дамаска стала очевидна «игра» Анкары на стороне противников Асада, он использовал «секретное оружие» – решил поддержать курдов в их борьбе за собственное государство. По оценке многих экспертов, для официального Дамаска риски федерализации страны несопоставимы с перспективой утраты власти. Так против Турции быстро возник практически единый курдский фронт.
Сегодня, когда турецкие СМИ сообщают о продолжающихся обстрелах друг друга с двух сторон, возникает вопрос: кто стреляет с сирийской стороны – правительственные войска или поддерживаемые Турцией силы сирийской оппозиции, чтобы спровоцировать вооруженное вторжение Турции в Сирию?
Более того, вызывает потрясающее удивление тот факт, что Турция, которая более, чем кто-либо другой, должна была держать руку на пульсе ситуации в регионе, продемонстрировала на редкость недальновидное поведение в отношении сирийского кризиса. Вместо позиции нейтралитета, которая действительно отражала бы ее национальные интересы, она оказалась напрямую вовлеченной в сирийский конфликт, придав курдскому движению за создание своей национальной государственности невероятно сильный импульс. И это тогда, когда на своей собственной территории она имеет мощную пятую колонну в лице курдов! Теперь очевидно, что при сохранении нынешнего сценария развития событий самые серьезные территориальные потери может понести именно Турция, резюмирует эксперт.
Это – та самая расплата за следование в фарватере политики США, конечная цель которой – завоевание всего т. н. Большого Ближнего Востока, включая и Сирию, и Иран, и всю Центральную Азию. И, как выясняется, Турция в этом случае, хотя она – и союзник по НАТО, очень даже может разделить участь того же Ирака, северная (курдская) часть которого стала уже фактически независимой от Багдада.
Комментарии читателей Оставить комментарий
КАКИЕ конкретно границы охраняют в Сирии иранские войска?
говаря о тутции ни кто из вас не знает о ком речь. Турция кровожаден хитер и осторажен в бою а как политик не предсказуемии и кованыии вераломнии.
Вам усы-то пообрывали в Сирии.
После взрыва бомбы на совещании правительста Асада, ни сам Асад, ни 1 из его погибших родственников-министров ни разу не появлялся на публике. Российские газеты публикуют лишь СТАРЫЕ фото Асада. А до взрыва, Асад очень активно тряс портками, и рта не закрывал. Это является сильнейшим доказательством того, что Асад вместе с основной частью его бывшего правительства мёртв. Я не думаю, что он убежал в Россию. Его бы показали.
Когда те кому он должен обратятся за долгами.