Противники Асада устроили в Сирии новый «сектор газа»

До последнего времени западные страны ожидали, что химическое оружие в Сирии применят правительственные войска. Это применение, случись оно в реальности, послужило бы той точкой, с которой могла начаться иностранная военная интервенция.
При этом вовсе не просчитывалась обратная ситуация – возможность задействования такого оружия мятежниками. Если вдруг они его применят, что тогда? Последует их осуждение на международном уровне? Им перестанут оказывать помощь и поддержку? Распадется коалиция «друзей Сирии»? Никаких мер против них предусмотрено не было. Видимо, такую ситуацию считали нереальной.
А между тем оказалось, что она вполне себе осуществима, и доказательства этому последовали. Комиссия ООН по расследованию нарушений прав человека в Сирии обвинила в применении химического оружия не правительственные войска, а сирийскую оппозицию.
К такому выводу эксперты пришли на основании собственных медицинских заключений после обследования больниц в сопредельных с Сирией странах. Это дало им основание обвинить повстанцев в использовании зарина.
Характерно, что неделей ранее США и Великобритания сообщали об имеющихся у них доказательствах применения этого же газа сирийскими властями. Теперь же член специальной комиссии Карла дель Понте заявила, что химическое оружие в Сирии могла использовать оппозиция, а не правительственные войска. «Исходя из тех свидетельств, которые мы собрали, повстанцы использовали химическое оружие, применив газ зарин», – сказала она.
Членам комиссии удалось опросить пострадавших во время теракта, произошедшего в провинции Алеппо в середине марта. Как раз тогда сирийские власти впервые заявили, что вооруженная оппозиция использовала химическое оружие. В результате 25 человек погибли и более 100 серьезно пострадали.
«Наши специалисты были в соседних с Сирией странах. Они беседовали с пострадавшими и врачами в полевых госпиталях. Согласно их докладу, который мне удалось увидеть, у ООН нет неопровержимых доказательств, но имеются определенные подозрения на использование в Сирии газа зарин: на это указывает то, как проходит лечение жертв гражданской войны. Этот газ использовала оппозиция, а не официальные власти Сирии», – заявила дель Понте, которую цитирует «Газета.ру».
И хотя эти данные нуждаются в уточнении, вывод следующий: газовую войну начали мятежники. «Результаты нашего расследования в дальнейшем надо перепроверить и удостоверить с помощью дополнительных свидетельств. Но в настоящий момент мы смогли установить, что только оппозиционные режиму силы использовали газ зарин», – свидетельствует дель Понте.
Комиссия могла бы получить и более достоверные данные, если бы не странная позиция ООН, добивавшейся от сирийских властей разрешения, чтобы эксперты могли работать по всей стране, а не только в окрестностях Алеппо, где 19 марта была атака. В результате Дамаск заподозрил в этой настойчивости какие-то иные причины и вовсе отказал комиссии в допуске на территорию страны.
«Предложения ООН не совпадают с инициативами Сирии. Их содержание намекает о наличии неких скрытых мотивов в действиях ООН, которые подрывают независимость Сирии. Сирия не может смириться с подобными действиями», – заявили в Министерстве иностранных дел Сирии.
Заявления Карлы дель Понте опровергают обвинения, которые ранее США и Великобритания выдвинули против сирийских властей. Так, 25 марта во время своего визита в столицу ОАЭ Абу-Даби министр обороны США Чак Хэйгел процитировал фрагмент из письма Белого дома: «На основе наших разведданных мы с высокой долей вероятности утверждаем, что руководство Сирии в небольшом объеме применило химическое оружие, в частности, зарин». Следом Дамаск обвинил в том же самом и Лондон. «Мы располагаем ограниченными, но убедительными доказательствами того, что в Сирии использовалось химическое оружие, в том числе газ зарин. Информация получена из нескольких источников», – заявила пресс-служба британского МИД. Внешнеполитическое ведомство призвало Асада оправдаться и предоставить доказательства того, что правительственные войска не применяли газ.
Тем временем ситуация в Сирии становится все более тупиковой: мятежники победить не могут, Запад вмешиваться не хочет (до определенных пределов), Асад химическое оружие не применяет. Россия призывает конфликтующие стороны к прекращению насилия и началу диалога. Некоторые эксперты начинают видеть именно в России силу, которая способна всех примирить. Накануне в интервью The Jewish Press бывший сотрудник Министерства обороны Израиля доктор Дани Шохма призвал Россию вмешаться в сирийский конфликт. «Решение ситуации должно поступить от России. Она должна заставить Сирию действовать дипломатическим путем, – отметил он. – У Путина есть возможность сыграть роль мирового лидера и оказать давление на Башара Асада, если еще не слишком поздно».
Но как же все-таки быть с газом? За его применение Асаду грозили наказанием. А будут ли наказывать мятежников? Ответа нет. Пока США предпочитают не верить, что химическое оружие может быть у оппозиции. Вчера Госдеп заявил, что у него нет информации, что у сирийских оппозиционеров есть возможность и намерения использовать химическое оружие.
В свою очередь, генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен намекнул, что Карле дель Понте не мешало бы сопроводить свое заявление неопровержимыми доказательствами... В общем, повстанцам пока ничего не будет – такой поворот событий оказался для Запада слишком неожиданным. Теперь, вероятно, последуют выработка общей позиции и согласование разногласий по ней, а на это требуется время.
«Сегодня не так важно, кто именно стоит за всем этим – власти или оппозиция. Главное – сам факт использования химического оружия, впервые со времен ирано-иракской войны 1980-1988 годов, – говорит старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников, которого цитирует «Коммерсант». – Это может стать заразительным примером для участников внутренних и региональных конфликтов и тем более для международных террористических группировок». По его мнению, информация о применении зарина может послужить поводом для «интернационализации войны», в которую в ближайшее время могут втянуться заинтересованные внешние силы.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский не исключил вероятности, что оппозиция действительно могла попытаться спровоцировать Асада: «Точно доказать никто никогда ничего не сможет. Это уличные бои. Асаду вообще было бы невыгодно применять это оружие, да и зря он заявлял, что оно у него имеется. Он не стал бы его применять – только в случае интервенции. А вот у оппозиции повод был. Они вполне могли бы применить этот газ и обвинить Асада».
Если предположить, что оппозиции каким-то образом удалось захватить у правительственных войск боевые отравляющие вещества, то их применение с обвинением в этом противоположной стороны будет хорошим средством для склонения Запада к вооруженному вмешательству.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я сам служил и вполне могу держать в руках оружие и стрелять из него в противника на поражение.
"Сеющий ветер- пожнет бурю!"А что,если сборная солянка бородатых мальцов,часть которых потеряли семьи при бомбежках демократизаторов, изгнаны из домов,земель,с национальных нефтепромыслов , малограмотны,отсидевшие, искатели приключений выучится грамотно воевать,газы применять,да поймет, за чьи интересы мягкое место подставляет и "нанизает учителей-провокаторов-пострекателей на шампуры"!?
Правильно! В правде сила!! Ложь появляется и заменяет собой ПРАВДУ. Человек видит ложь и принимает ее за правду! Обманывается однако...
Наказывать гадюшных соседей можно по разному.Необязательно посылать своих сынов. Методов много,жаль,что хитрости мало.
это что ответ из больничной палаты мания величия