На саммите ОДКБ так и не решили, как быть с Афганистаном

В столице Киргизии Бишкеке вчера состоялся, наверное, самый «законспирированный» за всю историю их проведения саммит глав государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Мало того что на нем не случилось никаких «прорывов», которые якобы были заранее заготовлены и которые СМИ уже предвкушали, но и по его итогам практически вообще ничего не было объявлено. За исключением, пожалуй, провозглашения одного (правда, очень важного для всего региона) инфраструктурного проекта – прокладки железной дороги из Казахстана в Киргизию и далее в Таджикистан. В остальном же у наблюдателей могло сложиться впечатление, что лидеры ОДКБ, соскучившись друг по другу, съехались в Бишкек просто пообщаться.
Между тем главный вопрос повестки дня саммита был явно нешуточный – последствия для членов ОДКБ предстоящего в 2014 году вывода войск США и их союзников из Афганистана. «Чем ближе к 2014 году, к выводу из Афганистана сил международной коалиции, тем большее место ситуация в этой стране занимает на международной повестке, – признал «Коммерсанту» накануне переговоров постпред РФ при ОДКБ Игорь Лякин-Фролов. – Трудно сказать, что произойдет в будущем. Напряженность может возрасти, а угрозы, исходящие из Афганистана, – обостриться и захлестнуть соседние регионы, в том числе и страны ОДКБ».
По словам дипломата, эксперты ОДКБ разработали разные сценарии развития ситуации в Афганистане на период после вывода оттуда большей части натовского и американского контингентов. Впрочем, как объявил на минувшей неделе генсек ОДКБ Николай Бордюжа, самый реалистичный прогноз – негативный.
С подобной оценкой согласен и спецпредставитель президента РФ по Афганистану, глава Второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов, подтвердивший изданию: «Если задача повышения боеспособности Афганских национальных сил безопасности не будет решена (а положение дел оптимизма не вызывает) – весьма вероятен рост влияния экстремистов, что чревато различными потрясениями вплоть до гражданской войны и раскола страны по этническому признаку». «Сегодня только 7% частей афганской армии и 9% частей полиции, по американским оценкам, имеют достаточный уровень подготовки, чтобы действовать самостоятельно при минимальной поддержке со стороны международных сил, – пояснил Кабулов. – Каждые три из десяти новобранцев Афганской национальной армии ежемесячно дезертируют, гибнут, получают ранения или попадают в плен. Количество дезертиров за последние три года превысило 63 000 – это треть армии!»
В своих опасениях признались вчера и партнеры Москвы по ОДКБ, особенно Таджикистан, имеющий без малого 1500-километровую границу с Афганистаном. «Нас этот вопрос очень волнует», – сказал таджикский президент Эмомали Рахмон, слова которого приводит «Независимая газета». Он также пожелал, чтобы «Россия уделяла больше внимания сотрудничеству на южных рубежах».
Впрочем, о том, какие конкретные решения приняли вчера лидеры ОДКБ по данному вопросу, не сообщается. Хозяин саммита, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев лишь заверил журналистов: «Несмотря на неформальный характер саммита, наша встреча имеет конкретное, практическое наполнение». Генсек же ОДКБ Николай Бордюжа ограничился сообщением о том, что лидеры Организации приняли решения, направленные на обеспечение стабильности в Центрально-Азиатском регионе в связи с предстоящим выводом войск НАТО из Афганистана. По его словам, речь идет в том числе о военной составляющей сотрудничества стран ОДКБ, а также об оказании поддержки властям Афганистана.
«Обсуждались вопросы усиления охраны государственной границы, ее обустройства, помощи в обеспечении Коллективных сил оперативного реагирования современными образцами вооружения и техники, а также взаимодействие соответствующих служб по борьбе с экстремистскими проявлениями», – сообщил Бордюжа.
Президент России Владимир Путин использовал «поля» саммита и для того, чтобы пообщаться тет-а-тет с президентами Киргизии и Таджикистана. Воспользовавшись правом хозяина саммита, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев пригласил Владимира Путина на двусторонние переговоры в свою резиденцию «Ак-Сай», расположенную в горах Ала-Арчи. После прогулки по ущелью главы двух государств обсудили «весь спектр двусторонних отношений», сообщил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. По его словам, особое внимание президенты уделили «реализации договоренностей, которые были достигнуты в ходе прошлого визита Владимира Путина в Киргизию». Это строительство Камбаратинской ГЭС и создание объединенной российской военной базы, а также вступление республики в Таможенный союз (ТС). О деталях переговоров, правда, ничего не известно.
Никакой конкретной информации не было сообщено и об итогах переговоров Владимира Путина с Эмомали Рахмоном. А между тем острых вопросов во взаимоотношениях между Россией и Таджикистаном накопилось немало. «Для Таджикистана это в первую очередь перезревшая потребность в ратификации подписанных в октябре прошлого года соглашений по условиям пребывания в РТ российской 201-й военной базы, – рассказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. – Другой «неловкий» вопрос – судьба аэродрома в Айни, обещанного официальным Душанбе сразу трем внешним акторам – России, США и Индии. Как вариант рассматривается возможность его передачи Индии с последующей субарендой Пентагоном и/или НАТО. Это вопросы, остро беспокоящие российскую сторону, особенно с учетом формирующегося на глазах «пакета угроз» для всех стран региона и стран – членов ОДКБ, в том числе со стороны Афганистана». Учитывая предстоящие в Таджикистане выборы президента в ноябре и сложную внутриполитическую ситуацию, Эмомали Рахмону во избежание арабского сценария необходимо заручиться поддержкой России.
Впрочем, есть вопросы, на положительное решение которых все же можно надеяться, отметил эксперт, имея в виду взаимную инициативу Киргизии и Таджикистана о прокладке под эгидой ОДКБ железной дороги «Юг – Север», которая соединила бы две страны с выходом на железные дороги Казахстана и России. «Таджикистан и Киргизия пытаются выйти из жесткой транспортной зависимости от Узбекистана, «легким движением» останавливающего железнодорожные поступления в эти страны. Но у проекта «Юг – Север» есть и другой, стратегически более важный с точки зрения российских интересов смысл. Если дорога будет построена, то она основательно привяжет две декларативно лояльные, но на деле не очень надежные республики к России, со всеми геополитическими последствиями. Тем более что на юге, в Афганистане, ситуация не вызывает особого оптимизма, а экономическая экспансия с востока – со стороны Китая – становится все более агрессивной», – пояснил Князев.
Осенью лидеры стран – членов ОДКБ, причем уже все (см. Справку), должны собраться уже на абсолютно формальный саммит Организации. Ну а Владимир Путин перелетел из Бишкека в Астану, где сегодня пройдет заседание Высшего Евразийского экономического совета – руководящего органа Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Поехал туда и президент Киргизии – Бишкек подал заявку на присоединение к этому союзу.
Комментарии читателей Оставить комментарий
талебан никуда не пойдёт воевать и для нас нет никакой угрозы. У них нет современного оружия, задача этой организации выгнать из страны пришельцев. А насчёт наркотиков, то имеет простое решение - за перевоз и торговлю по-китайски - расстрел. Ведь наркотики не имеют крыльев. Провоз этого яда в руках сопредельных государств. Сейчас они на это смотрят спустя рукава и ещё получают прибыль за перевалку таких грузов.
мОлодцы добрые, не забивайте голову,а лучше снимайте шляпу с нее- аглицкая империя сосала кровь всего Индокитая,Персии,Бл Востока,Америки и тд столетиями, а афган и Россию не смогла покорить!Наберите "Россия-США.Разговор о пере-перезагрузке"Дмитрия Седова-это о наших проблемах и именно их вам предстоит решать
А что ждут , на что надеются соседние с Афганом страны?
Какой путь Афгана всех устроил бы?
Только ответив на этот вопрос можно намечать свои шаги и дать Афгану удочку для намеченной перспективы его движения. От соседей много зависит. Либо перекрывать все связующие дороги от героина, либо заказать в Афгане огромные стабильные потоки хлопка и что там у них еще растет полезное, а также шкуры животных. Пусть полезным делом займутся. И пусть там поработают эксперты и совет соседей при их президенте, чтобы Афган выбрал направление и видел перспективы своего развития и знал законы ограничения сотрудничества с соседями, то есть при каких условиях он лишится соседской поддержки. Поддержка не "рыбой", поддежка - "удочкой"...
Китайцы решат, как с ним быть.
полез Буш-мл. в Афганистан чего тут не понятного чтоб насолить России.