Лучше поздно, чем никогда. Американцы извинились перед нашими ветеранами

Чему у американских эстетов кое-кому из нас определенно стоит поучиться – так это манере с легкостью извиняться за нечаянное оскорбление чувств. Просто, без лишнего пафоса и рефлексии, настоянной на легкой паранойе. Все просто, минималистично: задели ваши чувства? О-кей, мы не хотели этого, приносим извинения.
Ход, признаться, обезоруживающий. Как-то и неловко уже становится обижаться. Ну, дураки, ну, бывает. Не стали же они в ответ костерить батьку Лукашенко за ущемление прав человека, не огрызнулись же (во всяком случае, прилюдно) на нашу Госдуму, которая, видите ли, желает упорядочить в головах своих граждан знания о Великой Отечественной. Просто «sorry» – и всё.
Правда, извинилась телекомпания, а вот сам составитель рейтинга в своем Твиттере написал, что, мол, это была художественная критика, а вовсе не оскорбление.
Конечно, можно было бы изначально подумать о том, что включать в весьма сомнительный рейтинг «самых уродливых скульптур» монумент, посвященный человеческому подвигу, олицетворяющий тот кошмар и ту боль, которую на нашу землю принесли гитлеровцы (даже если не брать в расчет то, кто этого самого Гитлера привел к власти), несколько «неполиткорректно» (если говорить в понятных американцам терминах).
Ну а с другой стороны, чего мы от них хотим-то? Спроси тех, кто составлял сей рейтинг, что они знают о той войне, и наверняка услышим, что это Соединенные Штаты сокрушили фашистскую армию, а Россия – так, рядышком стояла... Не хочется повторять известную присказку сатирика Михаила Задорнова относительно жителей заокеанской страны, но ведь это как раз тот случай, когда, что называется, «молчи – за умного сойдешь». Не промолчали...
Между тем сама по себе тема эстетической оценки произведений искусства, увековечивающих подвиг советского народа в годы Второй мировой, представляется нынче деликатной. Как отделить отношение к произведению литературы, кино или архитектуры от отношения к самому событию, чтобы, критикуя конкретный монумент конкретного скульптора, не прослыть «фашиствующей либеральной мразью», а именно выразить свое отношение к не всегда удачной работе? Ведь таковая по сути и будет являться подлинным оскорблением памяти, глумлением над подвигом.
В данном случае американцев не устроила монументальная композиция «Мужество», установленная в память о подвиге тех, кто «22 июня ровно в четыре часа» принял первый удар гитлеровской Германии.
Монумент, что и говорить, мрачный, вероятно, как нынче модно выражаться, с тяжелой аурой. Но, признаться, сложно было бы представить себе на этом месте что-то более легкое, возвышенное. Отличие этого монумента от «Родины-матери» тождественно отличию самой первой битвы за Брест с ожидаемо чудовищными потерями от переломной под Сталинградом – тяжелейшей, но поставившей крест на амбициях спятившего художника. И те негативные эмоции, которые у иных впечатлительных эстетов вызывает брестское «мужество», ничто в сравнении с тем, что испытывали брестчане в первый день войны. Равно как и величие «Родины-матери» – ничто перед величием подвига советских солдат.
И мужество крупнейшей американской медийной корпорации, признавшей свою кощунственную неправоту, – конечно, ничто рядом с мужеством советских солдат, партизан, тружеников тыла, но в обмельчавших масштабах современности – вполне себе локальный подвиг, до которого иным, бывает, расти и расти.
Хотя не оставляет ощущение, что если бы, допустим, ВГТРК составила подобный рейтинг и включила туда... ну, например, статую Свободы, то реакция Вашингтона была бы ого-го какой.
Скандал вокруг монумента «Мужество» в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный общественный деятель, руководитель комиссии по культуре Общественной палаты города Москвы Михаил Лермонтов:
– Тут может быть только один комментарий: «А судьи кто?». Этот случай исчерпывающе показывает нам наличие разрыва единого культурного кода цивилизаций, явное различие в понимании одних и тех же вечных истин у тех, кто давал оценку монументу, и тех, для кого он значит нечто большее, нежели любой другой монумент.
По-моему, сегодня это вообще одна из самых страшных проблем человеческой цивилизации. Тяжело наблюдать за тем, как на Украине в эти дни, по сути, искусственно и злонамеренно безответственными политиками разрушается единый культурный код русского народа, который волею судеб в начале 90-х оказался разделен административной границей.
Культурный код великой и многовековой русской цивилизации стал доступен для агрессии со стороны иноплеменных цивилизаций, и все это приводит в итоге к таким катастрофическим последствиям, равно как сдвиг плит Земли приводит к цунами. И небрежные безответственные высказывания о святых для граждан событиях истории могут повлечь за собой такие вот цунами, образованные от «тектонического» столкновения культурных кодов.
Также люди просто банально разучились думать, что, в общем-то, мы и видим в столь безответственном поведении людей, которые просто не способны представить себе масштаб ситуации, масштаб явления, но зато всегда рады вмешаться.
И, несомненно, такие ситуации будут происходить все чаще и чаще, потому что неустойчивость нашего культурного кода в смысле защиты со стороны государства как раз и провоцирует такие безобразные нападки. И объявленный президентом приоритет культуры над прочими сферами может в этой связи давать лишь надежду, что во власти хотя бы осознают масштабы проблемы...
Вообще оценивать такого рода монументы, по моему глубокому убеждению, вправе лишь представители того же культурного кода, который исторически существует на данной земле. А когда представители иноплеменной цивилизации пытаются все померить своим аршином – тут-то и возникают все эти несуразности, весь этот вселенский треск.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Камень-то ты кинул в образование СССР, если посчитал мое образование недостаточным...
awesome-"памятником" этому событию являются 200 млн.рейхсмарок полученных Сталиным от германии,закупленные на эти деньги,станки,оптика,оснастка и.т.д.и не нужность их отдачи(в связи с известным исходом войны)
Да ты уже,я вижу,заговариваться начал-кто бы сомневался? Речь идёт об ЭСТЕТИКЕ,а эстетика и ЕСТЬ то,что описывает ЧУВСТВА в её формах.Само это слово-"эстетика" по гречески означает ЧУВСТВО.А чувство описывает ИДЕЮ,то есть в конкретных лицах передаётся ТО,что эти лица ЧУВТВУЮТ и испытывают в данный момент-страх,мужество или безразличие.Этим занято ВСЁ искусство и не только в скульптуре.
Безграмотен ты,как судак.Впрочем,тебе уже бесполезно молчать-за умного не сойдёшь.
Вова в маце и кибуце что называется отжёг, причём в стиле CNN, спасибо "нам" что вы знаете про Брестскую крепость. Что ещё о себе мы узнаем от CNN?
И что ещё вы не знаете (но надеетесь узнать) от CNN в своём кибуце?
Сейчас специально пару часов держал канал CNN включенным, ни слова о Олимпиаде в Сочи!
Как будто это даже не региональная новость. Этаких тихий байкот, дескать не такое уж событие Олимпиада в России.. а вот когда была зимняя олимпиада в Ванкувере, то CNN только о них и вещала.