Националисты пришли к власти в Индии всерьез и надолго

На выборах в парламент Индии победила Бхаратия джаната парти. Многие либеральные СМИ разразились в связи с этим горестными воплями.
Например, телеканал «Дождь» сообщил: «Индия выбрала себе новое правительство. И если говорить на российском политическом языке, то управлять миллиардной страной теперь будет «местный Тесак»… Это крайне правая партия хинду националистов. Примечательно, на нее перед началом выборов не ставил никто. Теперь руководить страной будет ее лидер, Нарендра Моди».
Насколько верно подобное утверждение?
Сначала поговорим о названии партии. Бхаратия джаната парти переводится как «Индийская народная партия». У нас это название не переводят в соответствии с советской традицией, когда БДП считалась враждебной Советскому Союзу. Дружественным считался Индийский национальный конгресс, возглавляемый династией Неру-Ганди, представители которой правили Индией большую часть времени после обретения независимости.
БДП является националистической партией. Но назвать ее крайне правой – значит преувеличивать. Равно как и утверждать, что никто не ставил на победу БДП на выборах. Напротив, приход националистов к власти прогнозировали все опросы.
БДП первый раз приняла участие в выборах в 1984 году и получила 2 парламентских мандата. Однако уже в ходе следующего голосования, в 1989 году, БДП получила 85 мест. Она становится третьей после возглавляемого Радживом Ганди Индийского национального конгресса (197 депутатов) и партии Джаната дал (143 мандата). По результатам выборов Раджив Ганди покидает пост премьер-министра, а лидер Джаната дал Вишванат Пратап Сингх становится главой правительства.
Важное обстоятельство – БДП не вошла в правительство, но согласилась поддерживать его «извне». Тем самым уже в 1989 году БДП приняла участие в создании индийского Кабинета министров, хоть и не вошла в него.
Далее влияние БДП только нарастало. В ходе досрочных выборов 1991 года националисты получают 120 мест в Народной палате и статус «официальной оппозиции», который имеет вторая по численности фракция. Первым к финишу пришел ИНК, ему удалось заручиться 244 мандатами. Цена этого успеха была велика – в ходе избирательной кампании был убит председатель Конгресса Раджив Ганди.
Таким образом, уже в 1991 году в Индии начинает формироваться фактическая двухпартийная система, в которой основную роль играют ИНК и БДП. Прочие партии, хотя и могут иногда прорваться к креслу премьер-министра, не способны удержать его надолго.
В ходе выборов 1996 года БДП получает 187 мандатов. ИНК – 140. На первое место неожиданно выходит Джаната дал, возглавляемая Деве Говда (192 депутата). Президент Индии назначает премьер-министром лидера БДП Атала Ваджпаи. Тот, правда, продержался у власти всего 16 дней и был заменен на Деве Говда. Но почин был положен. Стало ясно, что БДП способна претендовать на самые высокие посты.
По итогам выборов 1998 года БДП получает 254 мандата, ИНК – 144. Ваджпаи формирует правительство, на этот раз уже надолго. Досрочные парламентские выборы 1999 года лишь укрепляют лидерство БДП и её союзников, они получают 270 депутатских мест, ИНК, возглавляемый вдовой Раджива Соней Ганди – 156. В итоге БДП окончательно укрепляется в статусе правящей партии. С 1998 по 2004 год БДП правит страной.
В 2004 году руководимый ИНК Объединенный прогрессивный альянс побеждает на выборах, получив 218 депутатских мест. БДП и возглавляемый ею Национально-демократический альянс довольствуется лишь 181 мандатом. В 2009 году ИНК укрепляет своё лидерство – 262 депутатских кресла против 159 у БДП.
В скобках замечу, что двухтысячные годы были временем доминирования в Индии политических альянсов. В Индии существует огромное количество региональных партий. Поэтому в альянсы, возглавляемые ИНК и БДП, входят не только две эти основные партии, но и их более мелкие союзники, зачастую весьма влиятельные на региональном уровне и даже формирующие правительства отдельных штатов.
Все эти годы, с 2004 по 2014, Индией фактически правила Соня Ганди. Будучи по происхождению итальянкой, она так и не стала премьер-министром Индии, во многом из-за протестов со стороны БДП. Поэтому должность премьер-министра занимал Манмохан Сингх. Он же был лидером ИНК в верхней палате парламента. Сикх по религии, премьер-министр пользовался всеобщим уважением, но явно не был первым лицом в государстве. Что было весьма мудро, учитывая судьбу убитых Индиры и Раджива Ганди. Соня Ганди создала триумвират, который состоял из нее самой, Сингха и Рахула Ганди, который стал сначала генеральным секретарем, а затем и вице-президентом ИНК.
Прошедшие в 2014 году выборы в Народную палату были, ко всему прочему, референдумом о доверии династии Неру-Ганди.
В самом деле, первый яркий её представитель, Мотилал Неру, был председателем ИНК и лидером партии Свараджа (независимости) Индии в Законодательном совете страны ещё в колониальные времена. Его сын, Джавахарлал Неру, был первым премьер-министром независимой Индии. Он занял пост заместителя председателя Исполнительного совета (правительства) Индии при вице-короле уже в 1946 году, стал премьер-министром доминиона Индийский союз в 1947 и сохранял этот пост в качестве уже премьер-министра независимой Индии вплоть до своей смерти в 1964 году.
Его дочь Индира Ганди была премьер-министром в 1966-1977 и 1980-1984 годах. Она была убита своей сикхской охраной. Ей немедленно наследовал сын Раджив Ганди (премьер-министр в 1984-1989). Раджив мог бы вернуться к власти в 1991 году, если бы не его убийство. Да, следует заметить, что к Махатме Ганди знаменитая династия отношения не имеет. Фамилию «Ганди» носил Феруз Ганди, муж Индиры и отец Раджива.
Вдове Раджива Соне Ганди уже в 1991 году предложили пост председателя ИНК и премьер-министра. Она отказалась. Но в 1998 году возглавить разваливавшийся ИНК всё же пришлось. И с 2004 по 2014 год Соня Ганди считалась тайной «делательницей королей» и правительницей Индии. В 2010 году она возглавила Национальный совещательный совет при премьер-министре. Эту структуру многие считали «параллельным правительством» Индии.
Короче говоря, Рахул Ганди, которого ИНК выдвинул кандидатом в премьер-министры на прошедших выборах, представлял уже пятое поколение династии Неру-Ганди. Но тут нашла коса на камень.
БДП хорошо подготовилась к избирательной кампании. Конкурентом унылому и нехаризматичному Рахулу Ганди назначили блистательного политика Нарундру Мори. С 2001 года последний возглавлял правительство штата Гуджрат и четырежды одерживал оглушительные победы на выборах.
Иначе говоря, БДП стало действовать в американском стиле. Партии США любят выдвигать в президенты успешных губернаторов и сенаторов. Мори выступал с критикой коррупции и надоевшей индийцам семейственности во власти.
ИНК мог мало что противопоставить этой критике. Ибо объяснить, почему Индию опять должен возглавить представитель династии Неру-Ганди, было невозможно. Индия стала независимой (получила статус доминиона) в 1947 году. Если считать неформальное правление Сони Ганди, династия правила Индией 47 лет из 67 лет существования государства (1947-1964, 1966-1977, 1980-1989, 2004-2014). При этом ИНК находился у власти на протяжении 54 лет (1947-1977, 1980-1989, 1991-1996, 2004-2014). Кого же винить за бедность и неразвитость Индии, как не ИНК и династию Неру-Ганди?
БДП зародилась как партия радикального национализма, опиравшаяся в основном на хинди, составляющих примерно половину населения страны. Но уже в 90-е годы стало ясно, что такая опора слишком слаба, ибо хинди составляют лишь около 41% населения Индии. В результате БДП сделала опору на индуизм. Индусов в Индии 80% населения. Поэтому БДП стала классической правой партией, опирающейся на религию, наподобие ХДС в Германии. Это и принесло ей победу.
Индийцы устали от коррупции и семейственности ИНК. Они требуют более высоких темпов экономического роста, чем те, которые ныне демонстрирует индийская экономика. Нарендра Моди, возглавляя штат Гуджарат, добился впечатляющих экономических успехов. Теперь от него требуют, чтобы он распространил свой удачный опыт на всю Индию.
Результаты завершившихся 12 мая выборов впечатляют. БДП получила 282 мандата. Вместе с союзниками – 336. ИНК получил лишь 44 депутатских места – худший результат за всю историю. Вместе с союзниками – только 59. Впечатляющий разгром.
Теперь Соне Ганди придется думать, продолжать ли двигать своего сынка в премьер-министры или все же заменить его более удачливым политиком. В момент похорон Раджива Ганди СМИ обратили внимание на его дочь Приянку. Она сохраняла присутствие духа, в то время как Рахул грохнулся в обморок. Так что, быть может, династия вспомнит о Приянке.
Перед Моди же стоит историческая задача – повторить экономический успех Китая. Именно этого все ждут от нового индийского правительства. Ведь ВВП Китая составляет 14 трлн. долларов, в то время как Индии – только 6 трлн. Отставание сильное. ВВП на душу населения в Китае – 9 тысяч долларов в год. А в Индии – только 4 тысячи.
Короче говоря, вслед за подъемом китайского дракона мир ожидает роста индийского слона. Если сделать рывок в экономическом развитии удастся, правление националистов будет долгим.
Комментарии читателей Оставить комментарий
обьясню, у Ганди было 3 сына. Младшего отослали учиться в Италию. Там он женился на Соне -еврейке по происхождению. Вернулся в Индию. От политики его отстранили, но странным образом расстреляли Индиру Ганди, затем Раджира Ганди.Расчистили поле к власти. За это время дети Сони становятся взрослыми и по отцу они индийцы и пришли в политику. Как раз тот кто упал в обморок это Сын Сони , а она сама являлась серым кардиналом -в управлении Индии.Теперь их отстранили от власти. Следствие- - по предыдущей истории надо ждать очередного покушения на сегодняшнего лидера и возвращения Сони в лице дочери в власти. Это доступным языком.
Порядок в Индии? Ну ты комик, порядок у них в биосе не прописан, там только бесправие, коррупция, презрение к ближнему, бесконечная междоусобная резня, любовь к дебильным сериалам. Короче это как у тебя дома, только грязи больше и морды загорелые. А националисты там тоже значат только одно, столкновения, кровь и воровство из бюджета, ничего нового.
Россия уже давно ждет русских националистов.Местечковые пришельцы давно уже у всех поперек горла.
Совсем с дуба рухнула.
А чем тебе на нравяться наши националисты?