Фиаско фундаменталистов в Иране – урок для России
СМИ сообщают: власти Ирана устами члена совета по оценке целесообразности Мохаммадрезы Бахонар заявили, что “закон о хиджабе и целомудрии”, обязывавший женщин исламской республики в обязательном порядке покрывать голову платком, утратил юридическую силу. В Интернет выкладывают видео: толпы иранских женщин и девушек отмечают отмену одиозного закона песнями и танцами; на площадях горят костры, в которые они демонстративно швыряют ненавистные покрывала. Российская официальная пропаганда происходящее предпочитает не комментировать, но очевидно, что картины подобного посрамления “традиционных скреп” идут в разрез с новейшей идеологической линией государства.
Разумеется, отмена закона о поголовной “хиджабизации” женщин ещё не означает падения теократии как таковой. Политический режим в Иране пока остаётся тот же, и исламское духовенство по-прежнему де-юре и де-факто нависает над всеми органами государственной власти. Но вместе с тем отмена обязательного ношения хиджабов – отнюдь не мелочь для исламской страны и не символическая уступка, совершённая ради улучшения внешнего имиджа. Речь идёт ни много ни мало о ревизии одной из базовых основ общества в мире ислама – подчёркнуто подчинённого положения женщины. Многочисленные примеры из современности свидетельствуют: едва ли не первое, что делают исламские фанатики, дорвавшись до власти – это “покрывают” женщин, используя для этого методы грубого насилия вплоть до откровенно бесчеловечных. И вот эта базовая основа иранского жизнеустройства дала глубокую трещину…
Казалось бы, какое нам дело до внутренних процессов в Иране, который, оказывая России некоторое содействие в СВО, всё равно остаётся в чуждом для нас цивилизационном и культурном поле?
А дело, между тем, быть должно. События в Иране – не просто повод проявить присущую всяким нормальным людям эмпатию, то есть морально солидаризоваться с радующимися сегодня иранскими женщинами, чья долгая и зачастую самоотверженная борьба против хиджабов с позиции нашей культуры видится абсолютно оправданной и справедливой.
Нам необходимо всерьёз задуматься о причинах наметившегося кризиса режима фундаменталистов в Иране. Это касается России уже напрямую, ибо весь 46-летний опыт пребывания фундаменталистов Ирана у власти буквально кричит о том, как государству, оказавшемуся под политическим и санкционным прессингом Запада, действовать не следует.
Наверное, не все уже и вспомнят, что в 1979 году в свержении шаха (который действительно был американской марионеткой) принимали участие совершенно разные силы, вплоть до левых и коммунистов. И сторонникам Хомейни не сразу удалось подавить тех, кто, не желая продолжения правления династии Пехлеви, одновременно не желал и реконструкции исламского средневековья. Но Хомейни, опираясь на широкие слои полуграмотных, фанатичных, ненавидящих город сельчан, сумел расправиться со всеми движениями светского толка: и с коммунистами-атеистами, и с либерально настроенной университетской профессурой, и с передовым студенчеством, и с женщинами-активистками, которым стражи исламской революции начали посреди улиц плескать кислотой в незакрытые лица.
С начала 80-х хомейнистский Иран прочно лёг на фундаменталистский курс, означавший на практике принудительную архаизацию практически всех сфер жизни – в сущности, единственно возможного результата прорыва исламских деятелей к вершинам власти.
Расплодившиеся сегодня адепты социальной деградации, разумеется, скажут, что Иран таким способом защитил свою идентичность, поставил надёжный заслон на пути чужих и вредоносных веяний, обрёл сплочённость и силу.
Вот только правдивы ли подобные витийства? Дал ли исламский фундаментализм Ирану силу и стойкость?
Факты свидетельствуют об ином.
В кровопролитной и изматывающей восьмилетней войне против Ирака, начавшейся на следующий год после свержения шаха и во многом спровоцированной резкими шагами Хомейни, успех не сопутствовал режиму аятолл. В 1988 году Тегерану пришлось пойти на унизительное перемирие, не добившись ни единой сколько-нибудь значимой цели: не освободив шиитов Ирака, не разгромив армии Саддама Хусейна, не добившись свержения его самого.
Экономика Ирана при фундаменталистах осталась преимущественно сырьевой, а потому – крайне чувствительной к налагаемым Западом нефтяным эмбарго. Несмотря на пафос государственной пропаганды, властям Ирана периодически приходилось идти с “большим сатаной” на заведомо неравноправные “сделки”.
Ядерная программа, начатая ещё при шахе, продолжала буксовать все сорок с лишним лет правления фундаменталистов и летом этого года была очевидным образом добита совместными ударами Израиля и США. Но и до ударов результаты атомного проекта под руководством аятолл не впечатляли. Особенно в сравнении с достижениями КНДР – ещё одного не подчиняющегося Вашингтону государства, давимого ещё более жёсткими санкциями, не торгующего нефтью, но имеющего, в отличие от Ирана, индустриальную экономику и создавшего-таки и полноценные ядерные заряды, и межконтинентальные ракеты.
По внешнему контуру Иран все последние годы терпел одно поражение за другим. Попытка решать геополитические задачи руками КСИР и аффилированной с ним “Хезболлы” с треском провалилась. Израиль и Штаты, продемонстрировав гигантское превосходство и в уровне технического оснащения, и в самом образе ведения боевых действий, сначала учинили силам иранских и проиранских фундаменталистов унизительные разгромы в Сирии и Ливане, а затем обрушили лавину ракет уже и на Тегеран, за считаные дни выкосив и командование иранской армии, и верхушку КСИР.
В самом Иране год от года тоже росла напряжённость. По крайней мере, с 2009 г. с регулярностью в несколько лет страну сотрясали антиправительственные выступления с кровопролитием и жертвами, полностью искоренить которые оказалось не под силу ни полиции, ни фанатикам из КСИР. Чем дальше, тем смелее слои иранского общества оказывали сопротивление диктатуре аятолл, требуя возвращения из рукотворного средневековья в современность.
При зрелом размышлении очевидно, что в военный и социальный тупик Иран завела ставка на откровенную архаику, заблокировавшую целые кластеры потенциальных возможностей развития государства. Когда противники Ирана совершенствовали вооружения и ракетную технику, разрабатывали новые методы проведения военно-психологических операций, Иран был погружён в шариат. Неуклюжая попытка сочетать его с ядерной физикой окончилась бесславным коллапсом атомной программы. Потому отмена обязательного исполнения закона о хиджабах – яркое подтверждение политического и морального банкротства фундаменталистов, показавших себя деятелями неумелыми, примитивными и недалёкими.
Урок, который следует вынести интеллектуальным силам России из фиаско последователей Хомейни, однозначен: курс на архаизацию политической системы и социальной жизни ведёт к ослаблению и нарастанию уязвимости государства, делает его отсталым и не способным по-настоящему ответить на внешние вызовы. Косное правое реакционерство – путь к национальному поражению. Все эти псевдотеории о возрождении России через обращение к православию и прочим канувшим в лету практикам – есть плод интеллектуального бессилия и порождаемого им страха. Последуй им власть, и страна окажется заведённой туда же, куда исламский путь завёл Иран.
Нет оснований питать надежды, что пресловутое “атомное православие” на деле окажется эффективнее, чем обогащение “исламской духовностью” урана. В условиях усиливающегося внешнего нажима России необходимо не искусственное культивирование архаики, а модернизация и системное развитие базовых основ жизни: социального устройства, экономики, идеологии, политической системы.
Беловежская Россия – это Россия, сброшенная с цивилизационных высот вниз. Те, кто в сегодняшних трудных условиях настаивают на архаизации как на спасительном средстве, вольно или невольно тащат страну в ещё более гибельные глубины.
“Отсталых бьют”, пророчески предупреждал в своё время Сталин.
Отсталой Россия быть не должна.

Комментарии читателей Оставить комментарий
Разумеется, религия - неотъемлемая часть истории, и столь же соответствует уровню развития общества, сколь и государство. И пока это общество не дорастëт до уровня конструктивной самоорганизации (см. Программу КПСС), никуда от этих двух надстроек не деться (кстати, "победили всех врагов" как раз в период безбожной власти коммуняк).
Только не надо слишком обелять эти оба института. Несовершенство общества сильнее всего проявляется, как несовершенство государства и религий, вернее, тех конкретных субъектов, которые действуют от имени государства и бога.
походу?
Я ничего не имею против, сам захожу, но иногда, а все просто обезумели. Причем бросаются на критку, аки волки на агнца. Один из методов той же архаизации, благо что религия более глубокая чем ислам, на мой взгляд конечно.
"Когда вы говорите, что религия - лохотрон, то вы оскорбляете не нынешних попов, а всех наших предков, которые жили в религии многие десятки тысяч лет."
Вообще то это давно сделал РПЦ, обвинив русское Родноверие во всех тяжких грехах, захватив "духовную власть" на Руси, разом оскорбив и унизив память всех предков славян.
Родноверие было как раз религией почитания предков, Родины. Всё это заменили на протухшего ближневосточного Авраама и Моисея с литературным Ешуа, оформив всё в депрессивную доктрину почитания вместо своих предков- потомков еврейского Араама, и поклонение чьим то засушенным неопознанным трупам, назвав всё это "душой России". Странно только, что "душа России" таскалась о Африке с толпой евреев нашкодивших в Египте, потом устроила геноцид Ханаанских царств что бы захватить их землю и основать страну, которая Россию ненавидела всегда.
Чудны дела господни.
Статья ни о чем. Автор изрекает лозунги которые никак не увязываются с
социально-политической жизнью России. Где виден "курс на архаизацию
политической системы и социальной жизни ". Наоборот, страна конвульсивно
дергается и мечется в поисках пути своего развития, выбирая что-то среднее
между социализмом и капитализмом. Что значит "государству, оказавшемуся
под политическим и санкционным прессингом Запада, действовать не следует",
а как следует ? Cмиренно выполнять "пожелания" лидирующих стран мировой
демократии. Забавно услышать выражение "Беловежская Россия - это Россия,
сброшенная с цивилизационных высот вниз", а ведь в бытность незабвенного
ЕБН это был шаг России к прогрессу и вхождению страны в семью европейской
цивилизации.