Про лишение прав и снятие номеров за «ксенон» подробно...

Департамент ОБДД МВД России выступил с официальными разъяснениями относительно использования на транспортных средствах «фар с газоразрядными источниками света», которые большинство автомобилистов называют просто «ксеноном». Причем разъяснения оказались поистине сенсационными: китайский «ксенон», установленный гаражными мастерскими, объявлен незаконным!
![]() |
Ссылаясь на заключение ФГУП «НИИАЭ», специалисты департамента официально сообщили, что применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, газоразрядных источников света отныне будет квалифицироваться как несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям конструкции транспортного средства. Что это значит?
Согласно ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ, водители, использующие в автомобильных фарах лампы, которые не соответствуют типу этих фар, будут наказываться лишением прав на срок от 6 до 12 месяцев. Сами «ксеноновые лампы» будут изыматься, а номера с автомобилей нарушителей снимут до тех пор, пока лампы не будут приведены в соответствие с существующими требованиями.
Ради чего понадобились настолько жесткие меры? Специалисты посчитали, что пиратский «ксенон» не обеспечивает необходимую безопасность дорожного движения вследствие целого ряда физических и технических факторов. Дескать, самостоятельная установка «газоразрядных источников света» грозит ослеплением встречных водителей, а это – прямой путь к повышению аварийности.
Разумеется, разъяснения ДОБДД мгновенно породили множество различных откликов. Причем первыми откликнулись профессиональные водители, которые ненавидят любителей пиратского «ксенона». Таксист Андрей Внуков не стеснялся в выражениях: «Лишать прав – это хорошо. Когда едешь за городом и слепнешь от встречного «ксенона», хочется остановиться и разбить монтировкой фары».
Сотрудники ГИБДД также всецело поддерживают новшество. «И как водитель, и как инспектор я полностью поддерживаю такой поход к пиратскому «ксенону», – говорит сотрудник ГИБДД Александр Иванов. – Главное, чтобы на дорогах обошлось без перегибов, и «ксенон» не стал прибыльной кормушкой для нерадивых инспекторов-взяточников. В целом – начинание правильное».
Но правозащитник Александр Холодов считает иначе: «Если «ксенон» установлен с нарушением, это должно наказываться по части 1 той же статьи КоАП, то есть всего лишь штрафом в 100 руб., при этом никакого лишения прав и снятия номеров быть не должно, ведь и цвет фар и режим их работы соответствуют требованиям законодательства. Нам непонятна данная позиция ДОБДД, и мы намерены ее оспаривать».
Кто прав? Хочется верить, что решение департамента ОБДД останется неизменным. Конечно, исследования немецкой организации TUV Rheinlands подтвердили, что «ксенон» улучшает видимость в темное время суток и заметно снижает аварийность. Но педантичные немцы не учитывали, что кому-то придет в голову ставить газоразрядные лампы в фары, предназначенные для ламп накаливания…
P.S. В ближайшем будущем мы постараемся выйти в рейд вместе с сотрудниками ГИБДД, чтобы посмотреть, как инспекторы технического надзора будут вылавливать поклонников кустарного «ксенона».
P.P.S. Вчера гаишники уже начали наказывать любителей «белого света». Причем пойманные нарушители единогласно отмечали, что инспекторы принципиально не соглашались «договариваться на месте».
![]() |
Об этом же официально. ГИБДД объясняет
В связи с многочисленными обращениями граждан, поступающими по вопросам использования на транспортных средствах фар с газоразрядными источниками света ("ксеноновыми лампами"), Департамент ОБДД МВД России разъясняет следующее.
В настоящее время на автотранспортные средства устанавливаются фары следующих официально утвержденных типов:
С – ближнего, R – дальнего, СR – двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
HС – ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
DС – ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Соответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового прибора), а также знак официального утверждения (состоит из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если рассеиватель может быть от него отделен.
Обозначение категории галогенных ламп накаливания, приведенное на их цоколе или колбе, начинается с буквы "Н".
Газоразрядные источники света, маркировка категории которых, указанная на цоколе, начинается с буквы "D", в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 99 и ГОСТ Р 41.99-99 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств" предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR.
В соответствии с разъяснениями ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (НИИАЭ) использование во внешних световых приборах источников света, не соответствующих типу данного светового прибора, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических (габариты искрового разряда, длина волны, угол рассеяния отраженного излучения) и технических (класс отражающей поверхности рефлектора, наличие на транспортном средстве автоматического корректора светового пучка и омывателя фары) факторов.
Таким образом, применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, в том числе галогенными, газоразрядных источников света следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов (совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий) требованиям конструкции транспортного средства.
Исходя из этого, управление транспортным средством с фарами, предназначенными для использования с лампами накаливания, в которых установлены газоразрядные источники света, должно квалифицироваться сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ (режим работы световых приборов не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения). Эксплуатация транспортных средств запрещается в порядке, предусмотренном частями 2, 21, 4 статьи 27.13 КоАП РФ (со снятием государственных регистрационных знаков).
При выявлении фактов установки световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений, возбуждается дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ.
Учитывая невозможность изъятия в ряде случаев приборов (источников света), явившихся орудием административного правонарушения (темное время суток, участки дорог вне населенных пунктов), в порядке, предусмотренном статьей 27.14 КоАП РФ, должны предприниматься меры по аресту указанных вещей.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией соответствующих световых приборов.
![]() |
Алексей Кованов
Комментарии читателей Оставить комментарий