Депутаты предложили запретить платный проезд по федеральным дорогам

Возможно, уже в скором времени все государственные автомобильные дороги будут бесплатными. Соответствующий законопроект в Госдуму внесла группа депутатов федерального парламента разных фракций, в числе которых Анатолий Аксаков, Александр Бурков, Геннадий Гудков, Раиса Горячева, Галина Хованская и другие.
Таким образом, если данный документ вступит в силу, плату нельзя будет взимать за проезд по уже существующим платным участкам на трассе «Дон» и на Западном скоростном диаметре. Кроме того, незаконным будет и дальнейшее строительство трассы Москва—Санкт-Петербург.
По словам авторов законопроекта, в основном все трассы были построены еще во времена Советского Союза за счет бюджетных средств. «Любой водитель, пользующийся даже «бесплатной» автомобильной дорогой, фактически оплатил ее строительство и реконструкцию при уплате налогов и сборов. Исходя из этого, оплата проезда по дорогам, построенным за счет средств бюджетов, означает введение повторной оплаты одних и тех же услуг. Совсем другая ситуация возникает, если частный инвестор за счет собственных или привлеченных средств строит автомобильную дорогу. В этом случае, взимание платы абсолютно правомерно», – цитирует слова депутатов «Фонтанка».
Законодатели утверждают, что введение в эксплуатацию платных дорог сказывается на росте стоимости транспортных услуг, следовательно, подорожают и все группы товаров для населения.
В начале декабря прошлого года был открыт первый платный участок федеральной трассы М-4 «Дон» в обход населенных пунктов Хлевное-Задонск, протяженность которого составляет 52,4 километра. В ближайшее время будут открыты еще два платных участка федеральной автодороги «Дон». В соответствии с распоряжением, которое было подписано 26 мая премьер-министром России Владимиром Путиным, плата будет взиматься на участках от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, до Новороссийска на обходе города Ефремова (287-321 километры), в Тульской области и на обходе города Ельца в Липецкой области (355-414 километры). Предполагается, что плата за проезд составит 1 рубль за километр для легковых автомобилей. В 2012 году коммерческие участки на магистрали вырастут до 320 километров. Кроме того, в ближайшем будущем платный участок появится и в Московской области, плату будут взимать за проезд с 48-го по 71-й километры трассы. Всего к 2014 году на федеральной трассе «Дон» будет построено 766 километров платных дорог.
Также в середине мая этого года стал платным проезд по участку Западного скоростного диаметра от улицы Благодатной до КАД в Санкт-Петербурге. В бесплатном режиме трасса начала функционировать еще в конце 2010 года. Тарифы на проезд по платному участку зависят от класса транспортного средства и времени суток. Так, для мотоциклов и легковых автомобилей стоимость проезда днем составляет 30 рублей, а ночью – 10 рулей. Для крупногабаритных машин типа HUMMER, двухосных грузовых автомобилей, автофургонов и автобусов проезд по Западному скоростному диаметру обойдется в 40 рублей днем и 20 рублей ночью. Водителям автомобилей с прицепом, тяжелых грузовых автомобилей и крупных трехосных автобусов в дневное время придется заплатить уже 70 рублей, а в ночное — 30 рублей. А для тягочей и автопоездов стоимость проезда составит днем 100 рублей, а ночью – 50 рублей.
Ведущий специалист отдела развития группы компаний «Эшелон Геолайф» Михаил Каштанов, в свою очередь, в беседе с корреспондентом KM.RU отметил, что протяженность дорожной сети в России в целом на порядок отстает от развитых стран, несмотря на размеры и расстояния, присущие нашей стране. Он добавил, что на сегодняшний день практически все дороги, за исключением единичных случаев, обслуживаются государством. «Как это происходит – все мы прекрасно знаем, видим и чувствуем каждый день, передвигаясь по ним на своих автомобилях. Не секрет, что действующим стандартам и нормам у нас соответствует лишь крайне незначительное число дорог, причем далеко не всегда. Наши исследования показывают, что любое изменение погодных условий – дождь, снегопад, моментально снижает среднюю скорость движения. На некоторых участках она падает вдвое-втрое. Это и есть показатель того, в каком состоянии пребывают дороги, и насколько они отвечают современным требованиям», — уточнил специалист.
По его словам, мировая практика такова, что если обслуживающая организация не справляется со своими функциями, от нее отказываются и передают обслуживание объекта в другие руки. Каштанов добавил, что это касается и дорожной инфраструктуры. Если государственные структуры не могут содержать магистрали в надлежащем состоянии, значит, необходимо передавать эти функции тем организациям, которые смогут с ними справиться. Эксперт считает, что организация механизмов оплаты движения по таким дорогам позволит избежать передачи средств дорожных фондов в руки подрядчиков.
«Безусловно, возможности образования коррупционных схем это не исключает, так как контроль качества содержания платных дорог останется функцией государства. Но в данном случае как нигде может сказаться позитивная роль рыночных механизмов. Мы нередко отмечаем перераспределение трафика между соседними трассами при ухудшении дорожных условий, ремонтах покрытия и других препятствиях движению. Если платная дорога по своему состоянию не будет отличаться от альтернативной бесплатной, ездить по ней никто не станет, и оператор такой дороги накажет себя сам», — сказал он.
Комментарии читателей Оставить комментарий
На нормальном языке то, что происходит, называется захватом общественных федеральных дорог всякими бандюками. Ну еще эти поборы можно называть местными феодальными таможенными сборами. А это был один из главных тормозов феодализма.