Аккумуляторная батарея: все, что нужно знать

Правило 1. Всегда соблюдайте рекомендации автопроизводителя, указанные в руководство по эксплуатации. АКБ должна соответствовать регламентированному размеру, чтобы надежно фиксироваться на своем месте (существует несколько стандартных типоразмеров) и емкости.
Мнение о том, что для наших, по убеждению многих, «абсолютно суровых» условий эксплуатации лучше использовать АКБ большей емкости (например, не 55 Ah, а 60 Ah или даже 65Ah) – не более чем заблуждение.
Чуда, как ни крути, все равно не произойдет – бензиновый автомобиль гибридом не станет, а генераторы имеют строго определенную мощность и перенагружать их не стоит. Потому и незачем платить лишние деньги.
В этой связи гораздо важнее такой параметр как ток холодной прокрутки (CCA – Cold Cranking Amperes). Именно по нему нужно судить о пусковой способность АКБ в различных и, в том числе, «просто невыносимых» российских условиях.
Маркировка батареи из США
Формально ССА – это ток, поддерживаемый батареей на протяжении 30 секунд при температуре -18 C, пока напряжение не упадет до критических уровней. Соответственно для холодного климата, чем выше CCA, тем лучше.
Правило 2. Подбирайте батарею исходя из предстоящей нагрузки и режима эксплуатации. Дело в том, что сегодня на рынке представлены стартерные аккумуляторные батареи нескольких типов.
Грубо их можно разделить на АКБ с жидким электролитом и изготовленные по технологии AGM (Absorptive Glass Mat). Кстати говоря так называемые «гелевые» аккумуляторы, как их часто называют – еще одно заблуждение.
Батарея AGM
Чисто гелевые АКБ в автопроме сегодня используются крайне редко (иногда их можно встретить на мототехнике и то лишь в виде исключения). Но красивый термин пользуется особой популярностью, поэтому продавцы очень любят им щеголять, к сожалению, совершенно не к месту.
Гелевая АКБ для мототехники
На самом деле, скорее всего под это определение подпадают все те же AGM батареи, обладающие определенными преимуществами по сравнению с обычными (то есть с жидким электролитом) батареями.
Среди них довольно высокий – до 135% –ток холодной прокрутки, гораздо более высокая устойчивость к циклам и очень высокая способность к глубокому разряду.
Звучит все это, безусловно, замечательно, однако надо четко понимать что для «среднестатистического» современного автомобиля такой избыток выдающихся качеств абсолютно ни к чему.
Да, AGM-батарея будет служить дольше обычной, но и обычная АКБ спокойно отходит положенные ей 5-6 лет при условии конечно надлежащей эксплуатации. А большего как показывает практика и не надо.
Зато для автомобилей оснащенных системами Start-Stop, предпусковыми подогревателями, и вообще всех зверски оттюнингованых машин с немалым количеством дополнительных потребителей электроэнергии AGM-элементы просто незаменимы.
Как раз именно потому, что обладают более высокой устойчивостью к циклам и повышенной способностью к глубокому разряду.
Правило 3. Ориентируйтесь на дату изготовления, но не стремитесь любой ценой приобрести «свежую» АКБ. Это третье заблуждение, усиленно навязываемое не вполне компетентными якобы специалистами.
Учтите – средний срок службы необслуживаемых батарей (а что бы сегодня найти обслуживаемые нужно очень постараться) в соответствии с ГОСТ 959-2002 составляет 48 месяцев при наработке 100 тыс. км или 4000 моточасов.
А гарантийный срок эксплуатации необслуживаемых батарей по тому же ГОСТу – 24 месяца при наработке не более 75 тыс. км пробега или 2500 моточасов.
Быстрый саморазряд (в среднем за 4 месяца степень заряженности падает на 60%) свойственен теперь уже фактически «реликтовым» сурьмянистым (решетки изготовлены из свинцово-сурьмянистого сплава с малым содержанием сурьмы) стартерным батареям, которым мы и обязаны распространяемому и в наши дни мифу о необходимой для нормальной работы «свежести» АКБ.
Сейчас на рынке представлены главным образом «гибридные» (положительные решетки выполнены с добавкой сурьмы, отрицательные – с добавкой кальция) и «кальциевые» (положительные и отрицательные решетки свинцово-кальциевые) АКБ.
АКБ с гибридной технологией
Так вот степень заряженности «гибридных» батарей при бездействии снижается до уровня в 40% (это около 12,4-12,5 В) примерно через 14 месяцев, «кальциевых» – через 18-20 месяцев.
То есть современные технологии дают возможность изготавливать аккумуляторы не теряющие своих качеств при хранении и год и полтора. По истечении этого срока и подзарядки их можно продолжать хранить дальше и затем без проблем использовать.
Проверка АКБ
Но чтобы уж точно развеять свои сомнения при покупке как вам кажется не совсем «свежей» батареи проверьте вольтметром НРЦ (напряжение разомкнутой цепи – напряжение без нагрузки; раньше использовалась ЭДС).
Никаких других специальных приборов для этой элементарной операции не потребуется. НРЦ должна быть не ниже 12,5-12,6 В (у полностью заряженной батареи НРЦ примерно 12,8 В). Важны именно десятые доли. Ну а аккуратный внешний и вид и целостность упаковки подразумеваются по умолчанию.
Комментарии читателей Оставить комментарий
У меня на москвичей стоит акб фирмы солите необслуживаемый уже девятый год. А до этого российские менял почти каждый год. Себя научным не считаю за рулем с1977года, после техникума.
Дай вам авиадвигатель, вы бы и авиадвигатель в восьмерку втиснули бы)))
1984 году купил ЗАЗ и на моём зазике батарея прослужила 9 лет ,запускала двигатель в сильные морозы с пол оборота,
В 1970 г. отец приобрел ЗАЗ-966, через 7 лет передал его мне, "родную батарею я заменил примерно через год. Насколько помню, выпустил ее какой-то Саратовский завод. С той поры сменил больше полутора десятков машин, редкая батарея служила дольше трех лет. Уверяю, что эксплуатировал их грамотно. В 60-е годы в моей школе был ГАЗ-51 со ЩЕЛОЧНОЙ батареей, говорили, что ими будто бы комплектовали машины для Кубы. Лет через 8-9, кода я уже в армии отслужил, газик бегал с тем же аккумулятором. Многие меня, пожалуй, не поймут, но с удовольствием обзавелся бы обслуживаемой АКБ.
Когда жил в Мурманске, в 1988г,друг сделал подарок-презентовал списанную,по сроку, авиационную батарею 20нкбн25у-поставил на машину ваз 2108,тогда такая у меня была такая. Потом ездил на ней мой сын Машина была продана сыном в 2004 г вместе с этой батареей,судьба которой в дальнейшем неизвестна.Вот так,вот а кое-кто утверждает ,что в СССР делать ничего не умели!