]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Авто
Главная → Авто → Автообозрение
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
    • Автообозрение
    • Блокнот водителя
    • Тест-драйв КМ
    • Новости дилеров
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Борис Березовский: злой гений АвтоВАЗа

10:17 1.04.2013
, Михаил Калинин
Борис Березовский © РИА Новости, Борис Бабанов
Борис Березовский © РИА Новости, Борис Бабанов

Много лет назад, еще во времена юности, я, как и наверно многие мои соотечественники совершенно не мог понять, почему импортом «Мерседесов» в Россию занимается компания с совершенно антагонистическим названием «ЛогоВАЗ».

Какая связь между Mercedes-Benz и Волжскими автомобилестроителями? Но все оказалось банально просто – за «ЛогоВАЗом» стоял тогда еще малоизвестный махинатор-материалист с математическим образованием Борис Березовский. Или БАБ в народном фольклоре.

Сегодня о Березовском говорят разное. Диаметрально противоположные мнения и суждения заполнили эфир. Кто-то его едко и откровенно ненавидит, кто-то наоборот превозносит до небес.

«Великий комбинатор», «гениальный авантюрист», «выдающийся предприниматель», «личность необычайного масштаба», «спекулянт Россией-матушкой», «потрясающий пройдоха», «искусный гедонист» и т. д. – такого широко диапазона дефиниций давненько не удостаивалась ни одна из российских селебритис. Но больше всего вариаций, конечно же, на тему воровства и мошенничества. Что здесь можно сказать?

Был ли вором Березовский или нет – решит суд. Неважно российский, британский или какой-либо еще, да хоть, мавританский. Не стоит и давать ему резких одиозных оценок в превосходной степени, мифологизировать или демонизировать БАБа.

Он был обычным человеком – типичным продуктом своего времени. Вряд ли его деятельность можно называть предпринимательством, а его самого предпринимателем или бизнесменом в том смысле, какой обычно вкладывается в эти понятия.

По сути он был махинатор, ловкач, проныра. Он не занимался экономической деятельностью (это из определения предпринимательства), он создавал экономические схемы, но не для зарабатывания (опять же в традиционном смысле этого слова), а для получения денег любыми путями. В том числе и, скорее всего, не вполне законными. Впрочем, судите сами.

Именно автопром стал трамплином для реализации «предпринимательских» талантов Березовского, именно с АвтоВАЗа началось формирования несметного богатства олигарха. 

Любовь «с интересом» зародилась еще в 70-х гг. прошлого века на почве высочайшей дефицитности любой автомобильной атрибутики: запчастей, аксессуаров, собственно автомобилей и т. д. в тогдашнем СССР. И любовь эта многократно усилилась с приходом экономических свобод.

В 1989-м г. создается уже упоминавшийся «ЛогоВАЗ», как акционерное общество, специализирующееся на продаже автомобилей «ВАЗ». Но много ли можно заработать на продажах, пускай даже и на тот момент оставшегося последним отечественного товара пользовавшегося у населения страны неимоверной популярностью?

Много, – скажете вы и не ошибетесь, но можно еще больше, если подойти к делу творчески. Березовскому удалось реализовать на благополучном с финансовой точки зрения автомобилестроительном предприятии такую бурную деятельность что очень скоро завод погряз в долгах, его руководство в разнузданном мошенничестве а рядовые сотрудники в беспросветном отчаянии.

Никогда не отличавшаяся качеством продукция тольяттинцев, стала еще более отвратительной по содержанию, но низкая стоимость изготавливаемых «как бы автомобилей» делала их очень востребованными.

Уже потом стало известно, что при розничных ценах в районе 7 000 долларов себестоимость машин составляла 3 000 – 4 000 долларов – сырье, рабочая сила и комплектующие покупались задарма, работник получал от силы 200–250 долларов. Разница оседала в бестолковых и абсолютно непонятных структурах.

Все это стало возможно благодаря тому, что Березовский – человек, который «умеет дружить». Основными акционерами «ЛогоВАЗа» он сделал весь топ-менеджмент АвтоВАЗа практически поголовно: генерального директора Владимира Каданникова, финансового директора Николая Глушкова, коммерческого директора Александра Зибарева и помощника Каданникова по финансовым вопросам Самата Жабоева. 

Кроме того, фактически основным банком предприятия стал Объединенный банк Березовского, счастливо сгинувший в начале 2000-х гг. по причине «неисполнения банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, достаточности капитала ниже 2 процентов, снижения размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации, неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам».

Кредиты, взаимозачеты… кто помнит – в то время рубль дешевел чуть ли не ежеминутно, инфляция зашкаливала, поэтому только на отсрочках платежа щедро предоставляемых АвтоВАЗом ЛогоВАЗу в обмен на своевременную поставку новых автомобилей можно было сколотить состояние. Два-три месяца отсрочки – стоили заводу колоссальных потерь, а БАБу дополнительно прибыли.

Да и многие подставные фирмы приобретавшие в Тольятти автомобили существовали ровно столько времени, сколько требовалось для того чтобы получить машины с конвейера и перепродать их ЛогоВАЗу. Платить АвтоВАЗу они вообще не собирались, стремительно растворяясь в сумятице проворно вторгающегося капитализма.

Но Березовскому и этого было мало, и тогда он воспользовался фантастически популярной в 90-х гг. процедурой реэкспорта. Что может быть проще – экспортируемые машины не облагаются НДС. Но за границей «тазики» никому не нужны, поэтому автомобили возвращаются домой, а НДС государству не платится – его можно оставить себе.

Более того, не стоило даже утруждаться с транспортировкой машин – за границу достаточно переслать одни лишь документы, а автомобили отправить сразу на российские товарные площадки.

Все эти коммерческие шалости низвели тольяттинского промышленно гиганта и некогда гордость страны до уровня заурядной бандитской лавочки. Конечно ни один Березовский виноват в этом, он увидел благодатную почву автопрома и поспешил возделать ее.

В итоге она заколосилась – воровство вошло в систему и волшебным образом перестало быть воровством, переквалифицировавшись в бизнес, в предпринимательскую деятельность. Причем повальную – предпринимателем становилась даже уборщица тетя Маша тащившая через проходную свой нехитрый инвентарь.

А сам АвтоВАЗ как бы заспиртовался в этой системе, превратившись в изолированный от внешнего мира заповедник, в котором продолжал разлагаться более 20 лет.

То есть Березовский приложил руку к созданию этой порочной системы и, включив в ЛогоВАЗ директоров АвтоВАЗа, запустил процесс гниения «с головы».

Но даже не это самое печальное. Гораздо печальнее то, что воцарившийся хаос на АвтоВАЗе лишил завод внимания и интереса со стороны потенциальных иностранных инвесторов.

Вероятно, лишил не полностью – в 90-х гг. поговаривали что к предприятию вроде как присматривается FIAT, GM и даже Volkswagen. Тем не менее каких-либо определенных шагов предпринято не было.

Эта «заспиртованность» вылилась в тотальную технологическую отсталость, инженерную импотенцию и полную неспособность самостоятельно произвести хоть мало-мальски современный автомобиль.

В отличие от Skoda, Dacia и некоторых прочих братьев по соцлагерю, получивших не только материальную, но и морально-техническую поддержку от иностранных коллег и потому благополучно поживающих сегодня, АвтоВАЗ долгое время пребывал в вакууме бандитских разборок, дележа власти, и чуть не легализованного воровства. Результатом стала нищета, всеобщие хищения, разнузданность и полнейшая энтропия на уровне мозга.

По идее вся эта современная история с Альянсом Renault-Nissan должна была произойти в Тольятти лет 15 назад. Тогда бы многих проблем и несчастий удалось избежать, а мы бы уже давно имели вполне приличные отечественные автомобили. Но тогда иностранцы не смогли или не пожелали прийти и разложение продолжилось…

Как в этом контексте оценивать вклад Березовского в отечественный автопром? В свое время покойный генерал Лебедь правильно сказал про БАБа: ему мало просто воровать – ему надо, чтобы все видели, что он ворует совершенно безнаказанно.

Березовский был известным эпикурейцем, и сам себя таковым называл, он любил радости жизни, любил славу, стремился к публичности. Поэтому самое справедливое воздаяние за все его дела и делишки – забвение.

Темы: Борьба с коррупцией в России, Авто, Автомобильный транспорт в России, АвтоВАЗ, Смерть Бориса Березовского
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 02.04.2013, 03:15
    Гость: Алекмандр

    Миллиард заработал Билл Гейтс. Гейтс создал персональный компьютер.
    Березовский не создал ничего, и имеет миллиард. Значит - вор! И это не подлежит обсуждению. Еще раз: любой миллиардер, который не создал ничего - не олигарх, а вор!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 01.04.2013, 23:09
    Гость: Алексей Беркутов

    Много кто пытался - не у всех почему-то получалось..понятно почему - мозги надо иметь для таких вещей.
    А писать можно много что...мало кто знает как было на самом деле да и не узнает уже никогда ..другая эпоха наступила. Радуйтесь россияне)

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 01.04.2013, 16:53
    Гость: Евгений Чепраков

    С оценкой деятельности АвтоВАЗа не согласен.
    Вспомните 90-е и импорт относительно дешевых и качественных иномарок б.у.
    И АвтоВАЗ выжил. И это было главное на тот момент. А в в 2000-е спроектировали и поставили на производство новые семейства своих авто (Калина, Приора). А если бы не нефтедоллары, которые идут на покупку готовых товаров (ключая зарубежные АВТО), то Лады стали бы (как и в СССР) самым желанным товаром в РФ.
    А ВАБ? - продал душу за деньги, а в конце жизни понял, что ошибся.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 01.04.2013, 14:59
    Гость: Хмурый

    Конечно НИ (???) один Березовский виноват в этом, он увидел благодатную почву автопрома и поспешил возделать ее

    Читать полностью: http://www.km.ru/avto/2013/04/01/smert-borisa-berezovskogo/707351-boris-berezovskii-zloi-genii-avtovaza

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 01.04.2013, 14:41
    Гость: Остап

    Написали еще одну статеечку(уже которую по счету?) о Борисабрамыче, в которой призывают его поскорее забыть и никогда не вспоминать.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (9)
]]>
]]>
Выбор читателей
Путин подписал указ об утверждении основ государственной языковой политики
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», 4 февраля, Московский театр оперетты
Рецепт счастья Дмитрия Маликова
Opel Astra или Chevrolet Lacetti - какую машину лучше купить?
БеZ Б «Лысый, давай»
Аборт мозга «Паралич»
Протоколы ковидных подлецов: фейковые методы лечения способны навредить еще сильнее
Павел Павлов, 9 апреля, «Арт-Изба у Лиса»
Вызовы и угрозы безопасности: время жестких ответов
1:0 в пользу Набиуллиной. Работа Мишустина обнулена
Возможна ли война с НАТО «из-за Украины»?
Мультимедийный концерт «Шостакович. Симфония №13. Бабий Яр», 6 ноября, «МТС Live Холл»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.