Бюджетные игры в автопроме: круговорот субсидий и сборов

О масштабах запланированного «аттракциона невиданной щедрости» позволяют судить хотя бы такие цифры: объем госсубсидий на поддержку отечественного автопрома за весь 2013 г. составили сумму почти в 10 (!) раз меньшую – чуть более 10 млрд рублей.
Даже в период рецессии не потребовалось таких грандиозных затрат – самые большие финансовые вливания были связаны с АвтоВАЗом который получил за 2 года около 75 млрд рублей.
И тут вдруг практически 100 млрд руб. С чего бы это? Может быть, такой прозорливый ход обусловлен зыбким предчувствием надвигающегося кризиса? И правительство решило сделать некий упреждающий шаг?
Эксперты склонны полагать, что, скорее всего, нет. Дело здесь совсем в-другом – уж на очень очевидные мысли наводит цепь последних событий.
А начало всему естественно положил так называемый «утилизационный сбор», которым власти намерились залатать бюджетные дыры от сокращения (вследствие вступления России в ВТО) ввозных пошлин на автотехнику.
Евросоюз посчитал данную меру дискриминационной по отношению к иностранным автопроизводителям, поскольку отечественные автомобилестроители автоматически освобождались от уплаты этого сбора.
В вялотекущем режиме спор между ЕС и РФ тянулся около года, а летом перешел в фазу решительных действий. Подробности опустим не в них суть. Принципиально в данном контексте то что, в конце концов, Госдумой РФ был принят закон «О внесении изменений в статью 24.1 федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Этим документом всех операторов рынка, грубо говоря, уравняли в правах, обязав с 1 января 2014 г. платить утилизационный сбор и российских автопроизводителей тоже.
От уплаты утилизационного сбора освобождаются лишь транспортные средства, ввозимые в качестве личного имущества участниками госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, а также техники, которую ввозят беженцы, дипломатические или консульские учреждения, международные организации и их сотрудники.
Кроме того, утилизационным сбором не облагаются ретро-кары – транспортные средства, с года выпуска которых прошло 30 и более лет. То есть, по сути, совершенно ничтожная доля автомобилей.
А теперь самое интересное! По оценкам различных экспертов общие доходы, получаемые от утилизационного сбора взымаемого с транспортных средств, произведенных в России, составит в 2014 г. около 100 млрд руб., а в ближайшие три года почти 400,9 млрд рублей.
Аналитики Еврокомиссии менее оптимистичны, по их подсчетам сумма преференций, которые получал российский автопром необлагаемый утилизационным сбором – около 3 млрд евро в год. То есть примерно 70 млрд руб. Согласитесь, цифры очень схожи с планируемой госпомощью.
Сходство станет еще более явным, после более близкого знакомства со статьями расходов. Так по сообщению «Известий» в бюджет на 2014 год заложены уже ставшие классическими субсидии на перевозку автомобилей с Дальнего Востока (3 млрд рублей), компенсации автопроизводителям процентов по кредитам на инвестпроекты (5,3 млрд рублей), возмещение банкам расходов по льготным автокредитам (3,2 млрд рублей) и субсидии на так называемый проект «Кортеж» – создание лимузина для руководства страны (3,6 млрд рублей).
Кроме того 50,4 млрд рублей, согласно проекту бюджета, составят субсидии российским автопроизводителям «на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест».
Еще 25,2 млрд рублей пойдет на частичную компенсацию производства и гарантийного обслуживания автомобилей, соответствующих экологическим нормам «Евро-4» и «Евро-5».
Анализируя всю эту информацию, эксперты приходят к однозначному выводу – организуя такую беспрецедентную финансовую поддержку отечественному автопрому, российские власти просто компенсируют его потери, связанные с обязательным утилизационным сбором.
Ограниченное в своих действиях договорами по ВТО и не имея возможности в открытую напрямую субсидировать местных производителей государство зашифровывает эти расходы в таких хитромудрых статьях как уже упомянутая «компенсация части затрат на содержание рабочих мест».
Вот и весь секрет Полишинеля. И в принципе наверно можно было бы гордиться таким шагом государства, которое «не бросает своих» в трудное время, если бы в то же время в том же бюджете мы не наблюдали колоссального сокращения социальных расходов, которые как мне кажется все-таки гораздо важнее поддержки автопрома.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Гогей, да вы видать современный китай не видели даже не картинках.
Только за этот год рост производства в Китае +10%.
А посмотрите их современные дата центры - сказка.
Авто и сейчас у них есть очень толковые.
Еще пяток лет и китайские авто будут не хуже любых других известных марок, только предрассудки будут сдерживать темп их экспансии на международные рынки.
ну и опять будут производить помойки на уровне 80х годов... зачем тогда продавали пакет акций рено-ниссан? чтобы они производили за бюджетные деньги дачию с двигателями и кпп 80х годов? даже китайцы уже научились делать моторенвагены лучше ТАЗа.