Война на Украине в зеркале автостатистики

От речей политиков и экспертов у любого нормального человека вянут уши, но, слава Богу, в нашем распоряжении есть статистика продаж новых автомобилей. В сложившейся ситуации это, пожалуй, наиболее точный источник информации о процессах, происходящих в обществе.
Во времена войн и разрух людям не до покупки новеньких авто: им бы выжить да детей прокормить. И наоборот, мирная жизнь современного человечества немыслима без авто, передвижение на котором из-за постоянно растущих цен на проезд в общественном транспорте еще и значительно более выгодно, чем «пешком».
Конечно, и автостатистика не без греха, но на дело правды работают закон больших чисел и фискальные органы. Если ты выпускаешь десятки тысяч авто в год, можно приписать и тысячу, и даже десять тысяч якобы проданных машин, и такие примеры есть, но пока что не будем показывать пальцем в сторону таких антигероев. Но сколько бы ты ни приписал из рекламных или иных целей, рано или поздно за «мертвые» авто придется внести деньги. К тому же даже многотысячная приписка на фоне сотен тысяч продаж не способна изменить смысла общей картины.
А эта картина, что бы там ни говорили нам хитроумные геополитики и телережиссеры всех мастей, очень проста. Пока славяне воюют на Юго-Востоке Украины, европейцы, еще недавно пребывавшие в состоянии перманентной стагнации, демонстрируют уверенный экономический рост.
Более чем уверенно чувствуют себя и американцы, совсем недавно на полном серьезе готовившиеся к гражданской войне. И только славянам, прежде всего украинцам и русским, явно не до автомобилей.
А ведь еще недавно ситуация была совсем иной. В 2009-м, первом посткризисном году, авторынок США упал на 21%, Европы – на 1,6%. В 2010 году США уже дают рост на 11%, «большая Европа» – в районе нулевого роста, но при этом такая ведущая страна автомира, как Германия, демонстрирует падение более чем на 20%.
В 2011 году европейская стагнация продолжается – падение на 1,7%, в США – рост на 10%. В 2012 году рост в США еще выше – на 12%, в Европе новый провал – сразу на 8%. Именно в этом году начинаются активные процессы распада Евросоюза, поиски виновных, «слабых звеньев» единой европейской цепи.
Наконец, в 2013 году США снова демонстрирует рост в 7,5%, Европа – падение на 1,7%. Казалось бы, Европа безнадежна, Евросоюз – обречен...
Но осенью 2013 года начинается Майдан, а весной 2014 года – вооруженный конфликт на Юго-Востоке Украины. И авторынок Европы мгновенно оживает! За четыре месяца этого года рост составил рекордные для посткризисной Европы 7,4%! По-прежнему неплохо идут дела и в США: рост за пять месяцев – 5%.
В России совсем другая история и статистика.
Падение в первый посткризисный 2009 год в России имело характер катастрофы – 49%. А вот в 2010 году уже наблюдался резкий рост – на целых 30%. В 2011 году рост еще выше – 39%.
В чем секрет такого поразительного успеха? В опоре на национальные традиции и собственные силы. Россия не ищет виноватых и не пытается поживиться за счет слабых: она делает ставку на собственное население, преимущественно небогатое и традиционно патриотически настроенное. Населению предлагается программа «Деньги за автоутиль», стимулирующая продажи: «классический» ВАЗ-2105 можно купить за 99 000 рублей, «Калину» – за 199 000.
Сотрудничество государства и населения приводит к оживлению экономики в общем и росту продаж продукции «АвтоВАЗа» в частности: в 2010 году – на рекордные 48%. Уверенный рост продаж новых авто продолжается и в 2012 году, достигая 11%, а количество продаж в целом впервые превышает уровень докризисного 2008 года.
Похожая ситуация и на Украине. Чуть позже, но здесь также стартует программа утилизации. Рост продаж новых авто в 2011 году к 2010 году составляет 22%, в 2012 году – 11%.
Снижение роста продаж фиксируется только по итогам 2013 года: в России – на 5,5%, на Украине – на 10%. Ничего катастрофического в таком снижении нет, тем более что программа утилизации завершена, а вслед за рекордными скачками производства и потребления всегда следует спад.
Далее следует экономить, выпускать новые модели, копить на новые машины, создавать новый, пусть умеренный, зато уверенный, устойчивый рост. Именно так идут дела в России. В продажу, к примеру, поступают долгожданные Lada Largus и lada Granta лифтбек.
Совсем другая ситуация на Украине. Протестное движение под руководством опытных кукловодов создает фантастические настроения и надежды, которые имеют точное отражение в статистике продаж.
Продажи декабря 2013 года по отношению к декабрю 2012 года упали на 23%, а январь 2014-го к январю 2013 ниже всего на 1%. В триумфальном для Майдана феврале отмечается рост продаж к февралю прошлого года почти на 12%! Круче, чем в Европе! Но уже в марте, с началом реальных вооруженных конфликтов на территории всей страны, падение на 50%, в апреле – на 70%, в мае – на 62%, в июне – на 58%.
Похоже, что печенюшки Нуланд на Майдане оказались самым эффективным в новейшей истории вложением капитала.
Славяне – воюют, Запад – жирует. Простая и, я надеюсь, вполне доступная формула для энтузиастов конфликта на Юго-Востоке, находящихся по обе стороны противостояния. И не надо, Дуня, думать за Европу, как поется в известной песне; думать надо прежде только за себя...
Комментарии читателей Оставить комментарий
На мой взгляд люди просто не уверены в будущем. Санкции, экономические проблемы и т.д. А машины в основном берут в кредит. А если уволят с работы чем платить кредит?
Рынок "просел", катастрофа понимаешь. Авто нужно в двух случаях-1. когда оно необходимо (работа). 2-когда его содержание не бьёт по-карману. Раньше имел машину - хорошо живёт, сейчас - весь в кредитах, кому нужно кормить банки?
полностью согласен, посмотрите кому по факту принадлежат российские автозаводы... что касается авторынка России - вспомните те времена, когда не было адских пошлин на иномарки и представьте сейчас это чудо, для примера указанный автором лада ларгус, он же дачия логан, представлена даже в самой богатой комплектации заметно хуже тойоты короллы, а стоит тех же денег. я понимаю бла-бла-бла про защиту "отечественного" (он давно уже не отечественный) производителя, но нам с вами предлагают кизяк качеством и комплектацией на уровне 1985 года, за деньги на которые можно в гейропе купить тойоту, форд, крайслер, опель, сеат и т.д. я не против ездить на поделках автотаза, но за реальные деньги. и если базовая астра стоит в Германии 15000 евро, то почему я должен покупать молдаванский ларгус в существенно более бедной комплектации, а самое главное существенно менее безопасный и надёжный за 12000 евро, я вот не понимаю...
Западу вовсе невыгодно падение продаж автомобилей в России. Это падение их доходов.Вообщем ерунда все это.
Мне кажется, автор упустил один важный момент.
Дело в том, что в России предыдущий интенсивный рост продаж авто был связан, прежде всего с их малым количеством на среднестатистическую семью. Рано или поздно продажи должны были быть снижены, т.е. выйти на некий средний уровень (замена изношенных авто на новые). А вообще глядя на забитые дворы и дороги автомобилями я радуюсь, что продажи падают.