Российский автопром превратился в сборную Бразилии по хоккею
Страна превратилась в сборочную площадку иностранных автоконцернов.
© KM.RU, Кирилл Савченко
Не секрет, что состояние автомобильной отрасли во многом отражает состояние всей экономики и даже является определенным показателем её конкурентоспособности. Для этого достаточно посмотреть на то, каким мощным автопромом располагают мировые экономические лидеры: США, Китай, Германия, Япония, Южная Корея, Франция и т.д.
А если посмотреть на российский автопром, то если что и удастся разглядеть, так это Ульяновский автозавод, штампующий морально устаревшие машины в относительно небольших количествах.
Да распиаренный нацпроект – автомобили Aurus, более известные как автомобили семейства «Кортеж». Впрочем, проект «Кортеж» изначально не подразумевал выпуск массовых автомобилей, а был сориентирован на выпуск машин премиум-класса.
Если быть точнее, то автомобили Aurus будут конкурировать с представителями Большой немецкой премиум-тройки – Mercedes, BMW и Audi, причем с самыми топовыми их моделями.
Вот и получается, что на одном полюсе у нас расположился УАЗ со своими пожилыми моделями, а на другом – премиальный и дорогой Aurus. А между ними зияет пустота, которая – что самое печальное – похоже никогда уже не будет заполнена российскими автомобилями. Потому что эта ниша освоена АвтоВАЗом (принадлежит альянсу Renault-Nissan-Mitsubishi), Hyundai-Kia, Volkswagen, Skoda, Ford и другими иностранными компаниями. А российских автопроизводителей в массовом сегменте нет и не предвидится.
Можно с полной уверенностью утверждать, что Россия отныне не автомобильная держава, какой она была всего каких-то 20 лет назад, а просто территория, на которой европейские, американские, японские, корейские и теперь ещё китайские автопроизводители строят сборочные заводы.
А теперь посмотрим, как обстоит дело с развитием автопрома в других странах.
Есть такая, прямо скажем, не самая сильная в экономическом отношении страна, как Вьетнам. И вот из этой страны, где своего автопрома не было ещё и трех лет назад, на российский рынок в скором времени должны поставляться машины марки VinFast. Причем эта марка – премиальная!
Если называть вещи своими именами, то автомобили VinFast не что иное, как перелицованные BMW, выпуск которых по лицензии налажен во Вьетнаме. При этом вьетнамские машины получили самобытную внешность и прочие доработки, так что узнать в них модели BMW теперь практически невозможно. Но самое главное не это.
В богатейшую ресурсами Россию, с зашкаливающим количеством миллиардеров с московской пропиской, небогатый Вьетнам будет поставлять автомобили. Стоит напомнить, что во Вьетнаме и промышленности-то серьезной не было вплоть до семидесятых годов прошлого века, а то, что появилось, было построено при помощи советских специалистов.
Стоит также напомнить, что практически одновременно с горбачевской «перестройкой», в 1986 году, Вьетнам взял курс на модернизацию страны. И при своих весьма скромных ресурсах добился ежегодного роста ВВП в 90-е годы на 8,9%. А Россия в это время стремительно деградировала под управлением нарзанного царя Бориса и его подельников.
Результат налицо – теперь не Россия поставляет во Вьетнам свои автомобили, как это было в 70-80 годы, а наоборот. Остается только догадываться, какой у Вьетнама был бы экономический рост, будь у него хоть 20% природных богатств России.
Однако, помимо неожиданного появления вьетнамской марки VinFast, в мировом автопроме в прошлом году произошло ещё одно удивительное событие – появление северокипрского автомобиля! То есть автопром появился… в непризнанной никем стране. Более того, в стране, где вообще нет никаких ресурсов, нет даже пресной воды в достаточном количестве и вплоть до недавнего времени не было инженеров, способных разработать что-то более сложное, чем самокат.
Если уж называть вещи своими именами, то Северный Кипр и страной-то назвать нельзя – это всего лишь 36% территории острова Кипр, на которой после 1974 года была образована так называемая Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК).
В настоящее время в ТРСК проживает чуть более 295 тыс. человек – меньше, чем в каком-нибудь московском районе. Кроме Турции, никто это гособразование не признал, из-за чего ТРСК испытывает проблемы во всем, даже с туризмом, хотя лучшие пляжи находятся как раз на северной части острова. И вот в этом игнорируемом мировым сообществом месте появился свой автопром!
Ректор никосийского Ближневосточного университета Суат Гюнсель привлек к сотрудничеству собственных студентов, инженеров из Турции, и очень быстро был разработан электромобиль Gunsel Model 1.
Алюминиевое шасси, пластиковые кузовные панели, электромотор мощностью 102 л.с. и заявленная дальность хода в 350 километров – вот такие характеристики у первого авто с острова Афродиты. По словам Гюнселя, сто километров пробега будут стоить 5 лир или 65 рублей.
Повторимся, этот электромобиль создан в непризнанной, абсолютно неразвитой стране, где самое сложное, что выпускается – это бутылки с оливковым маслом.
Северный Кипр, как и Южный, испытывает хронические проблемы с водой, которую по специальному 75-километровому трубопроводу подают с материковой Турции. Однако даже там появляются автопроизводители, а в России они с начала 90-х годов неуклонно вымирают.
Хотя у нас и ресурсов несоизмеримо больше, и инженерные кадры Советский Союз в наследство России оставил, как и производственные мощности. Но что-то подсказывает, что у нас такой электромобиль, как Gunsel Model 1, появится лишь в том случае, если Филипп Киркоров начнет играть хэви-металл, на «Горбушке» опять наладят выпуск телевизоров «Рубин», а рост ВВП сравнится хотя бы с половиной вьетнамского. То есть – никогда.
Если кто-то подумал, что приведенные выше примеры удивительные, он сильно ошибается. Потому что свой автопром появился и в такой стране, как… Кения. В этой замечательной аграрной стране, где нормальных асфальтовых дорог меньше, чем в Московской области, где до недавнего времени выпускались только мыло и сигареты, а по уровню ВВП Кения занимает 164 место в мире - даже там появился свой автопром.
Правда, не без иностранной помощи, но появился. Если быть точнее, то английский инженер Джоэл Джексон в 2010 году открыл в Кении фирму Mobius Motors. Так как в Кении дороги оставляют желать лучшего, то Mobius Motors вполне предсказуемо приступил к выпуску внедорожников. Не очень сложных технически, зато ремонтопригодных и относительно недорогих (от 13 000 долларов).
Так как полноценного завода фирма не имеет, то выпуск машин небольшой – несколько десятков в год.
В перспективе Джексон все же надеется наладить конвейерное производство, но даже при таких скромных тиражах интерес к его продукции выразили дилеры из Германии и США, которые уверены, что внедорожники Mobius – при небольшой доработке под локальные рынки – найдут своих покупателей.
В принципе, аналогичный автомобиль нашел бы своих покупателей и в России, но… Опять-таки что-то подсказывает, что никогда у нас не будет выпускаться ничего подобного. Потому что это никому не надо. И потому что это очень сложно. Не в плане разработки и доведения до стадии производства, а в плане сложности «проталкивания» подобных проектов.
Вот на Северном Кипре подобных сложностей нет, там чиновники с энтузиазмом восприняли идею выпуска первого кипрского автомобиля. Судя по всему, и в Кении так же национальное самосознание очень порадовал первый кенийский внедорожник. А вот что касается нашей необъятной Родины, то, похоже, проще выдать разрешения иностранцам на строительство автозаводов. И им же подкидывать бюджетные деньги на стимулирование якобы «российского автопрома». А своих генри фордов, кои у нас вне всякого сомнения имеются, держать на расстоянии. Чтобы не докучали ерундой всякой.
На местах у нас люди сидят очень серьезные, привыкшие мыслить в галактических масштабах, а тут мелюзга всякая под ногами болтаться будет. Уж лучше с серьезными французами из «Рено» серьезно и по-серьезному все порешать или с серьезными корейцами из Hyundai также серьезно серьезные дела обсудить.
С таким подходом стоит ли удивляться, что у нас отечественные автомобильные новинки появляются раз в десятилетие, а в Китае каждые три дня на конвейер ставится новая модель или модификация.
Стоит ли удивляться, что, например, индийская Tata Motors владеет английскими марками Jaguar и Land Rover, а Mahindra – корейской SsangYong. А наши АЗЛК, ЗиЛ и СеАЗ угроблены, а АвтоВАЗ отдан французам.
Ну а чего удивляться? Ведь был же при царе-батюшке «Русский Рено»? Был. Клепали штучно «Руссо-Балт» - проект «Кортеж» начала ХХ века? Клепали. Продавались у нас «фиаты», «опели» и «даймлеры» в 1913 году? Ещё как. Вот к этому мы и вернулись сто лет спустя.
Вырвавшись в космос, победив гитлеровский Евросоюз, став второй экономикой мира,… но опять оказавшись в том самом закутке экономического стойла, откуда стартовали после Гражданской войны. И куда нас опять загнали в «святые» девяностые.
«У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь». Кто не знает эти слова И.В. Сталина, сказанные в январе 1933 года? Что к этому остается добавить с учетом прошедших лет? Только это – у нас была автомобильная промышленность, теперь она есть у Вьетнама и Северного Кипра.
И остается процитировать поныне актуальные слова из того самого доклада:
«Мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беи. Били шведы, польско-литовские паны, били англо-французские капиталисты, били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость ПРОМЫШЛЕННУЮ».
Хотя серьезным надувальщикам щек из экономического блока это всё как божья роса в глаза…
Комментарии читателей Оставить комментарий
Пока нами правит любитель "партнёров", а не патриот России, ничего не изменится. Его девиз не развитие страны, а стабильность. Стабильность, т.е. застой с 1% ВВП в год в лучшем случае. И как можно больше денег вывести из страны, чтобы не было всплеска инфляции. По Вьетнамскому пути, или то же самое по пути Глазьева, он идти не хочет. Партнёры могут обидеться. Да и воля нужна для этого, чтобы олигархов немного поприжать, перекрыть для них оффшоры. Которой нет. А вот идти по пути своего друга, экономического импотента Кудрина - это для него самое то. И при этом можно постоянно болтать о каком-то экономическом рывке, о повышении ВВП в полтора раза к 24 году (хотя для этого нужны темпы роста под 8 %). А народ слушает и восхищается, развесив уши.
Так что своего автопрома при таком правлении нам уже не видать. Придётся покупать вьетнамские и кенийские автомобили. Позор, за и только.
Гр. Плеханов, вы НИ ШИША не знаете про российский автопром, сплошные стереотипы и циферки из интернета. Совет - посидите на автомобильных автофорумах российских марок, может расширите кругозор.
Зато ты Западу лижешь во все рыло. Нравиться тебе, мохнатый, енто дело, за уши не оттащишь!
Глава ТОО "Камал-Ойл" Абай Камалов из Казахстана выиграл
конкурс на право владения недрами Кутессай II (редкоземельные
металлы, висмут, молибден и серебро) и Калесай (бериллий, свинец)
в Кыргызстане.Теперь Абай Камалов должен в течение 30 дней
оплатить стоимость лицензии - 10 миллионов долларов.
Это не совсем так.
В одном из моих помещений магазин итальянской одежды для детей, фирма шьёт на Капри.