Автохлам стал проблемой в США

Эксперимент по обмену старых автомобилей на новые (Cars allowance rebate system — «Система возмещения субсидий на покупку автомобилей») действовал на территории США совсем недолго: обработка заявок началась 24 июля 2009 года, но через неделю выделенные на реализацию программы деньги в размере 1 миллиарда долларов были израсходованы. Конгрессу пришлось срочно выделить дополнительные средства (на этот раз — 2 миллиарда долларов), но этих денег тоже хватило ненадолго, и 24 августа программу пришлось свернуть.
Условия получения субсидии, кстати, оказались довольно интересными: желающий получить скидку на новый автомобиль должен был посетить ближайшего дилера и подобрать новую машину, причем более экономичную, чем нынешняя. За старую колымагу автомобилист получал от $3500 до $4500 (учитывались модель и год выпуска) — сумма довольно внушительная, учитывая, что, например, новый Chevrolet Cruze за океаном стоит порядка $20000, то есть человек бесплатно избавлялся от автохлама да еще экономил почти четверть стоимости нового авто!
В итоге, за месяц (с 24 июля по 24 августа) американцы приобрели 677 тысяч новых автомобилей, то есть рост продаж оказался весьма и весьма внушительным. Вот только оценить экономический эффект и последствия от реализации программы пока никто не рискнул: слишком много посторонних факторов, вроде беспроцентных кредитов или специальных акций, предложенных многими автопроизводителями. Но Атиф Миан из Школы бизнеса Калифорнийского университета и Амир Суфи из Школы бизнеса Чикагского университета решили оценить итоги эксперимента.
Как сообщает журнал «Власть», ученые выяснили, что во время действия эксперимента американцы приобрели примерно 340-380 тысяч «лишних» автомобилей, следовательно, половина машин, купленных по программе, составила дополнительный стимулированный спрос. Причем экономисты подтвердили сомнения скептиков: все те автомобили, которые американцы купили при поддержке программы, они и так бы приобрели не позднее июня следующего года.
Также ученые не обнаружили позитивного влияния на экономику в целом: снижение уровня безработицы там, где сосредоточены автомобильные предприятия, объясняется другими масштабными мерами по поддержке отрасли. Таким образом, Миан и Суфи доказали, что обмануть рынок, создав искуственный спрос на средства государственного бюджета, невозможно, и американское правительство, реализовав «Систему возмещения субсидий на покупку автомобилей», впустую потратило 3 миллиарда долларов.
Российский аналог американской программы, чаще именуемый «экспериментом по утилизации автохлама», еще продолжается и сделать выводы об эффективности данного проекта россиянам только предстоит. Но уже сейчас понятно, что «АвтоВАЗу», для поддержки которого и затевался эксперимент, следует ждать жесткого падения продаж: сейчас при помощи государственной программы продается 54% автомобилей, выпускаемых тольяттинским автогигантом, причем основная доля приходится на устаревшую «классику», не способную нормально продаваться без существенных скидок.
Впрочем, свою пользу утилизация россиянам, конечно, принесла: во-первых, дворы расчистили от откровенного металлолома, во-вторых, сотрудники ГИБДД избавились от «мертвых душ» — машин, стоявших на учете, но последние годы не ездивших. Но говорить, что благодаря программе отечественные автомобилисты пересели на современные автомобили, мы поостережемся: нынешние «пятерки» и «семерки» — главные бестселлеры эксперимента — по конструкции недалеко ушли от «копейки», создававшейся четыре десятилетия назад.
Иван Щербаков
Комментарии читателей Оставить комментарий