Парадная форма кабриолета

«Навстречу ему — такой же автомобиль командующего парадом. Вот они съехались в центре площади, напротив мавзолея Ленина», — это цитата из советского журнала актуальна и сегодня. Попробуйте заменить «СССР» на «Российская Федерация» и получите типичное описание парада последних десятилетий, поскольку торжественный ритуал (а главное — огромные и величественные кабриолеты марки «ЗИЛ») остается фактически неизменным.
История «парадного транспорта» началась более полувека назад — в 1955 году. До этого, следуя старой воинской традиции, министр (а до него — нарком) и командующий парадом выезжали верхом. И только под занавес пятидесятых на Красной площади появились автомобили — два роскошных кабриолета ЗИС-110Б. Эти машины, построенные на платформе лимузина ЗИС-110, от своего прародителя не отличались ни габаритами, ни механической начинкой: под капотами «маршальских» автомобилей скрывались 8-цилиндровые 6,0-литровые двигатели мощностью 140 «лошадей», прославившиеся высочайшей плавностью и необычайной тишиной работы.


В начале шестидесятых появился новый кабриолет — ЗИЛ-111В, матерчатый тент которого складывался и натягивался автоматизированным гидроприводом (на ЗИС-110Б крышу вручную «снимал» и «одевал» водитель). Такие машины не только выезжали на Красную площадь, но и встречали космонавтов и высоких гостей. К сожалению, ЗИЛ-111В получился стилистически неудачным: приземистые кабриолеты, перегруженные хромированными деталями, выглядели статично и неэффектно, а потому, зиловцам пришлось на имеющиеся агрегаты «натягивать» новый кузов — так появился ЗИЛ-111Д, мотор которого выдавал 200 совершенно ненужных для парадной работы «лошадей».


К 50-летию советской власти «Завод имени Лихачева» освоил новинку — лимузин высшего класса ЗИЛ-114. В начале семидесятых появилась укороченная (а потому более компактная и более маневренная) модификация «четырнадцатого» ЗИЛ-117, на основе которой инженеры и соорудили первый двухдверный парадный кабриолет — ЗИЛ-117В. Салон машины получил несколько заметных переделок: исчезло правое переднее сиденье, но появилась невысокая тумба, поручень и микрофоны. Строгие формы 275-сильных двухдверок цвета «маршальской шинели» восхищали современников на главном параде страны до 1979 года, пока не появилось очередное поколение зиловских «членовозов».


Последние парадные автомобили советского времени — это ЗИЛ-41044 образца 1981 года. Благодаря классической внешности, машины выходили на торжественные мероприятия... до 2010 года! Сегодня ветеранов заменила фактически аналогичная машина, ЗИЛ-410441, недалеко ушедшая и по внешнему оформлению, и по техническим характеристикам от парадных кабриолетов тридцатилетней давности. Впрочем, назвать парадный ЗИЛ устаревшим нельзя: одна система связи, микрофоны которой не реагируют ни на порывы ветра, ни на струи дождя, чего стоит! А еще водители хвалят высочайшую надежность машины, прекрасную плавность хода...


Впрочем, некоторые издания успели заявить, что преемником ЗИЛ-41044 выступит газовский внедорожник «Тигр», поскольку Горьковскому автозаводу поручили разработать и выпустить «высоконадежные автомобили парадного расчета для проведения мероприятий на Красной площади». Действительно, горьковчане некоторое время назад построили несолько двухдверных «Тигров» (их оснастили 205-сильными дизелями Cummins и «автоматами» Allison), но высшее военное начальство от брутальных внедорожников отказалось, а готовые автомобили передали Ленинградскому военному округу, и теперь «хищники» на майских парадах радуют «статью» жителей Санкт-Петербурга.
Кстати, традиция передавать «неугодную» технику из столицы зародилась давно: серые зиловские кабриолеты, отслужив должное на главной площади страны, распределялись по крупным областным городам и столицам республик. Местные военачальники «донашивали» легендарные ЗИС-110Б Жукова, ЗИЛ-111В Малиновского... И радовались этому! При мизерном пробеге и отличном техническом состоянии «списанные» кабриолеты выглядели роскошно. Впрочем, гораздо чаще парады областного и республиканского масштабов принимали на машинах попроще: на уазовских «козликах», а если регион побогаче — на открытых «Волгах» или «Чайках».
О последних следует рассказать отдельно. В 1978 году Минавтопром поручил Горьковскому автозаводу разработать «парадный автомобиль №2» — машину более «простую» и менее «пафосную», чем столичные кабриолеты марки ЗИЛ, но пригодную для «окружных» парадов. Газовцы поручение успешно выполнили, выпустив пятнадцать экземпляров ГАЗ-14Б «Чайка» (по две каждому военному округу). И хотя «Чайки» предназначались регионам, однажды этим машинам довелось проехать по Красной площади: тогда парад Победы проходил на Поклонной горе, а по брусчатке мимо Кремля шествовали ветераны. Больше горьковских красавиц никто не видел...
Алексей Кованов
Комментарии читателей Оставить комментарий
Жаль что автомобили этого класса ушли в прошлое в нашей стране.