Грустная история про транспортный налог

Владельцы стареньких «Жигулей» и новеньких немецких иномарок обсуждают эти вопросы и в гаражах на окраинах провинциальных городов, и в ресторанах в центре больших мегаполисов. И если от автострахования у нас давно уже никто не ждет ничего, кроме очередного повышения стоимости полисов - за реформу техосмотра у нас активно взялся господин президент, то тема транспортного налога у нас долгое время оставалась сиротливо бесхозной.
Нет, сказать, что совсем про транспортный налог забыли, нельзя. Еще в прошлом году Министерство финансов и Министерство транспорта нашей страны взялись за реформирование этого механизма перераспределения финансов внутри страны от граждан к государству. В принципе, само по себе маниакальное желание наших властей реформировать все и вся порой вызывает недоумение, граничащее с отчаянием, но данная реформа изначально казалась как нельзя более логичной. Суть ее заключалась в простом принципе: «кто больше ездит, тот больше и платит». Действительно, ну почему владелец более мощного автомобиля должен платить огромный налог, если его автомобиль примерно 300 дней в году покоится в недрах гаража. В то же время какой-нибудь «бомбила», который целыми днями наматывает километры пробега на одометр своей полуживой «девятки», платит сущие гроши.
В общем, в тиши министерских кабинетов родилась стройная схема, согласно которой транспортный налог как таковой должен быть отменен, а государство должно получать свои деньги за счет увеличения акцизов на бензин. Для автолюбителя в такой схеме взимания части доходов граждан в пользу государства было еще одно значительное достоинство, а именно регулировка собственных расходов. Согласитесь, работаете вы или не работаете, есть у вас в данный момент свободные деньги или нет – налоговую инспекцию, приславшую вам квитанцию на оплату транспортного налога, это совершенно не интересует. Вы обязаны уплатить налог. В случае если деньги взимаются через акциз на топливо, все намного проще и удобнее для гражданина – нет денег, значит, ставим машину на стоянку и перестаем оставлять собственные финансы в кассах автозаправок. Скажем прямо, замечательная идея родилась у наших чиновников. Многочисленные российские автовладельцы успели осторожно обрадоваться. Даже неизбежное подорожание топлива при новой схеме уплаты транспортного налога не пугало российских водителей. В конце концов, топливо у нас и так постоянно дорожает. Хоть со старым акцизом, хоть с новым. Кто сегодня, заезжая на заправку, вспоминает о том, что в свое время Путин доказывал, что бензин не может стоить дороже 17-19 рублей за литр. Сейчас это вспоминается даже не с ностальгией, а с горькой усмешкой. Если вообще вспоминается.
Однако скоро стало ясно, что и реформа транспортного налога полностью соответствует духу реформ последнего времени. И как в случае остальных реформ, конечным результатом этой реформы может стать только одно – разочарование. Государство оказалось не готово полностью избавиться от транспортного налога. Главным образом взбунтовались губернаторы. Дело в том, что транспортный налог - это так называемый местный налог, согласно статье 66 Налогового кодекса он остается в местных региональных бюджетах. На эти деньги по идее должны содержаться местные дороги. Ну а за одно и другие важные и дорогие сердцам местных чиновников вещи… В случае же отмены транспортного налога местным бюджетам должно доставаться лишь 70 процентов от суммы сборов. И это только в первый год, дальше федеральный центр готов был делить доходы с регионами «по-братски», то есть пополам. Это совсем никак не могло устроить губернаторов.
В результате чиновники приняли соломоново решение повысить акциз на топливо и оставить транспортный налог. Решение, которое устроило всех, ну, разумеется, кроме автовладельцев. Впрочем, кого интересует их мнение… Таким образом, с 1 января этого года налог увеличился на 1 рубль за литр (примерно на 1300 рублей за тонну), а базовые ставки транспортного налога снизили вдвое (впрочем, при этом оставили губернаторам право увеличивать или уменьшать местную ставку налога в 10 раз).
На практике это привело к тому, что бензин подорожал, а размер транспортного налога в большинстве регионов нашей страны не изменился, а в некоторых даже немного увеличился. Апофеозом реформы стала весна 2011-го. Тогда, как мы все прекрасно помним, из-за высокого акциза реализовывать топливо на внешнем рынке стало намного выгоднее, чем в нашей стране, топливо хлынуло на экспорт, и разразился топливный кризис, последствия которого ощущаются в некоторых регионах и по сей день.
Грустная история.
Однако, оказывается, не все так беспросветно. На этой неделе, а именно 8 июня, премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин вдруг вспомнил про позорный транспортный налог. В самом деле, даже Украина, экспортирующая топливо из России, смогла перейти на схему «транспортный налог в бензине», не уж-то мы хуже?! И потом, скоро выборы, нельзя же оставлять автолюбителей в печальном расположении духа в такой ответственный период. В общем, Владимир Владимирович обнадежил российских водителей, заявив, что «в будущем мы подумаем: может быть, акциз приподнять, а транспортный налог убрать совсем». И добавил, что «вопрос находится в проработке» и он может быть решен «в среднесрочной перспективе»… А пока мы будем платить транспортный налог и покупать дорогой бензин, который периодически становиться дефицитом. Но это ничего, господа начальники. Мы подождем вашего решения. Не торопитесь. Главное, после выборов не забудьте грустную историю про транспортный налог.
Богдан Степной
Комментарии читателей Оставить комментарий