В России независимые автозаправки прикажут долго жить

В таких условиях – увеличения налоговой нагрузки, отсутствия реальной конкуренции и низкой эффективности отечественных нефтеперерабатывающих заводов - цены на бензин будут расти в любом случае. Тема «Нефтепродукты: как меняется внутренний рынок?» обсуждалась на онлайн-конференции, традиционно проведенной информационной группой Finam.ru.
Участники конференции сошлись во мнении, что на внутреннем рынке сложились все условия для «искусственного дефицита». Так, аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков считает, что регулярно возникающие перебои с нефтепродуктами обусловлены постоянным, но особо умелым вмешательством властей в процессы ценообразования на внутреннем рынке, искусственно созданным ограниченным предложением, постоянным ростом налогов на топливо, а также практически полным отсутствием конкуренции. Так, еще в 2008 году правительство России получило от участников рынка предложения по регулированию рынка автобензина и дизельного топлива, но некоторые предложенные меры по изменению налогообложения так и не пропускает Министерство финансов, говорит участник конференции «Финама» Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России, генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал». Эксперт отмечает, что если бы все предложенные меры были приняты государством, то сейчас бы не было дефицита автотоплива, а цена на бензин для населения России была бы на 20-25% ниже сегодняшней.
Кроме перечисленных причин, Виктор Костюков, заместитель генерального директора «Алгоритм. Топливный Интегратор», видит причины дефицита топлива в том, что отечественные нефтеперерабатывающие предприятия работают с низкой долей эффективности, а рост российского автопарка растет ускоренными темпами. Поэтому «отрасль вошла в зону хронического дефицита производства относительно спроса», считает эксперт. Также еще один участник онлайн-конференции Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», уверен, что лишь развитие конкуренции может реально изменить создавшуюся в стране ситуацию. «Если у потребителя будет реальный выбор, где заправляться на АЗС ВИНК или на независимой АЗС, если сами нефтяники и нефтепереработчики будут зависеть от того, сколько людей к ним придет и сколько денег оставит, то тогда они предложат и наилучшие цены, и наилучший сервис, в противном случае они не выживут», - отмечает эксперт.
Совершенно очевидно, что без конкуренции не может быть рынка, поэтому о полноценной независимости говорить не приходится, соглашается с коллегой Виталий Крюков, аналитик ИФД «КапиталЪ», который заявляет, что если вертикально интегрированные нефтяные компании не могут справиться с обеспечением топливом всего внутреннего рынка, а не только собственных автозаправочных станций, то, «наверное, надо передать эти функции тем, кто с этим лучше справится». «Независимые добывающие компании должны иметь собственную переработку. Надеюсь, у государства рано или поздно такое понимание сформируется», - объясняет свою позицию аналитик.
Если говорить о конкуренции в топливном сегменте, то, по мнению Дмитрия Александрова, начальника отдела аналитических исследований ИГ «УНИВЕР Капитал», она станет реальной лишь после создания развитой инфраструктуры биржевого рынка. Нужно обеспечить небольшим компаниям возможность свободной покупки небольших партий топлива, доставки и хранения их в любом регионе в стране, считает эксперт. А вот Виктор Костюков придерживается прямо противоположного мнения и уверяет, что институт независимых автомобильных заправочных станций обречен: они будут поглощены вертикально-интегрированными нефтяными предприятиями. В подтверждение этому аналитик приводит цифры статистики, которые говорят об убывании сектора независимых АЗС и их текущая полная зависимость от поставок со стороны ВИНКов.
Таким образом, большинство экономистов склоняется к мнению, что в скором будущем небольшие АЗС попросту буду поглощены монополистами, и поддержка их «на плаву» может осуществиться только при помощи правильных шагов со стороны государства.
Комментарии читателей Оставить комментарий