Сталелитейщики пытаются оспорить с государством план модернизации их отрасли

Прошлый год завершался для российской металлургической отрасли на мажорной ноте. Производственные и финансовые показатели деятельности крупнейших компаний превысили аналогичные показатели деятельности в предкризисном 2007 году. А 19 декабря 2011 года, когда успешно завершились 18-летние переговоры России о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), наши сталевары получили еще один прекрасный предновогодний подарок.
Благодаря вступлению в ВТО, российские металлургические компании, активно экспортирующие свою продукцию, получат дополнительные конкурентные преимущества на западных рынках, в частности, на американском. Эти преимущества будут связаны, в первую очередь, с отменой некоторых существующих административных ограничений и барьеров на поставки российской продукции, повышающих ее стоимость для конечных иностранных покупателей.
Перспективы развития отрасли виделись ее участникам только в положительном смысле. И ничто не предвещало проблем.
А между тем, они стали появляться и нарастать как снежный ком.
В конце декабря 2011 года на совещании вице-премьер Игорь Иванович Сечин поручил Ростехнадзору, ФАС, Минпромторгу и Росприроднадзору разработать проекты соглашений с металлургическими компаниями, предусматривающие проведение «замены устаревшего и изношенного оборудования, внедрение на производстве новых технологий, направленных на снижение воздействия на окружающую среду и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции».
По мнению экспертов, особое внимание вице-премьера привлекла информация, предоставленная Федеральной налоговой службой, из которой следовало, что в металлургической отрасли существует значительный разрыв между размером финансовых показателей инвестиций в обновление основных фондов и показателями дивидендных выплат акционерам. Естественно, в пользу последних.
Результатом совместной работы государственных структур стали предложения, разработанные в начале января 2012 года, по «регламентированию отчислений определенной части чистой прибыли предприятий отрасли на цели обновления основных производственных фондов». На совещании, которое прошло 25 января в Ростехнадзоре, эти предложения были озвучены представителям металлургических компаний и вызвали резко негативную оценку с их стороны.
Металлурги заявили о том, что износ основных средств в отрасли не превышает 40%. Этот показатель, по их мнению, характеризует чрезвычайно высокий уровень обновления фондов металлургической промышленности, причем не только по сравнению с другими российскими промышленными отраслями, например нефтяной, химической и энергетической, но и в сравнении с развитыми зарубежными странами. Так, например, в Японии аналогичный показатель износа фондов сталелитейной отрасли превышает 80%.
Металлурги также огласили данные о том, что в период с 2000 по 2011 год на модернизацию производства ими было направлено более триллиона рублей, что также, по их мнению, является очень высоким показателем даже в мировых масштабах.
Таким образом, пока ситуация напоминает разговор «слепого с глухим» и конструктивный диалог наладить не получается.
Кто же прав в данной ситуации?
По мнению экспертов, в части своих аргументов правы и государственные регуляторы, и металлурги. Попробуем разобраться в сути вопроса.
Государство считает, что и так много делает для развития металлургической отрасли. Пример согласования условий вступления России в ВТО тому хорошее подтверждение. Основным препятствием в переговорах по этому поводу долгое время были справедливые претензии западных партнеров относительно экологической безопасности российских промышленных предприятий, и металлургических в том числе. Конечно, до Китая, где на защите окружающей среды зачастую сильно экономят, нам, слава Богу, еще далеко. Но, тем не менее, вопросы охраны окружающей среды для нашей промышленности не самые простые и легко решаемые. Здесь еще есть над чем поработать. И, конечно же, своевременная закупка и ввод в эксплуатацию нового, более совершенного оборудования – это один из вариантов решения этой проблемы.
Металлурги, декларируя серьезные финансовые и производственные показатели модернизации отрасли, указывают, что и так активно занимаются этим вопросом. И с этим тоже сложно поспорить. Так в чем же проблема?
В какой-то момент, по всей видимости, была нарушена налаженная коммуникация и обмен актуальной информацией между государством и бизнесом. А любая информация, особенно если она носит выборочный, неполный характер, может быть трактована двояко. И это чуть было не привело к острому публичному конфликту.
Металлургическая отрасль играет очень важную роль в экономике России, являясь движущей силой экономического роста. Эксперты единодушно выражают уверенность в том, что устраивающее обе стороны решение рано или поздно будет найдено.
Вот только стоило ли доводить эту ситуацию до такого обострения?
Комментарии читателей Оставить комментарий
Владельцы тех заводов, которые ещё Сталин строил, не приучены к созиданию...