Банкам рекомендуют разумную «диету»

Отчет о банковском деле в России подготовил аналитик S&P Сергей Вороненко вместе с Юлией Козловой из Лондона и коллегами из Парижа Бернаром де Лонжвиаллем и Саймоном Аутином. Большинство российских банков, отмечают эксперты, имеют хорошее качество капитала в сравнении с аналогичными банками развитых стран, главным образом благодаря отсутствию инструментов гибридного капитала. Поэтому российские банки будут поддерживать приемлемое качество капитала в среднесрочной перспективе.
Но в исследовании говорится, что способность российских банков наращивать средства собственными силами ограничивается недавним сужением процентной маржи и неопределенностью сроков восстановления объемов бизнеса до более устойчивых уровней. В этом году большинство банков не смогут самостоятельно генерировать достаточный для их роста капитал, даже если намеченные темпы роста будут снижены в связи с усилением рыночной конкуренции и недавними потрясениями на финансовом рынке.
Кроме того, эксперты считают, что в конце 2010 года капитализация лишь очень немногих из 30 крупнейших российских банков могла быть оценена в соответствии с критериями S&P как «достаточная» или выше, а в основном она была «умеренной» или «слабой».
Основными препятствиями на пути обеспечения достаточной капитализации банков названы:
- высокая концентрация корпоративного кредитного портфеля на отдельных заемщиках;
- слабая диверсификация банков и по отраслям бизнеса, и по географии, и по источникам прибыли.
Неспособность генерировать капитал за счет собственных ресурсов особенно остро ощущается в сегменте небольших российских банков, рентабельность собственного капитала (ROE) которых менее 10%. Причина — высокая стоимость фондирования и ограниченный доступ к заимствованиям на рынках капитала. По мнению экспертов, если банки не будут получать регулярных вливаний капитала от акционеров, то коэффициенты RAC (капитала, рассчитанного с учетом риска) будут год за годом снижаться.
В апреле 2009 года для оценки достаточности капитала финансовых организаций, а также для упрощения сравнений между различными странами и регионами компанией S&P принята модель расчета капитала, скорректированного с учетом риска — risk-adjusted capital framework (RACF). В конце 2010 года средневзвешенный по активам коэффициент RAC 30 крупнейших российских коммерческих банков, на долю которых приходится около 80% активов всей банковской системы страны, составлял 6,6%. Это соответствует критериям показателя «умеренный». Задача модели RACF — обеспечить инструмент измерения, не зависящий от национальных норм и правил, а также от внутренних банковских систем оценки рисков.
ROE крупнейших российских банков находится в диапазоне 10-20%. Без значительного повышения рентабельности - которого на данный момент не ожидается, - даже полная капитализация нераспределенной прибыли не позволит банкам поддерживать в 2012 году достаточность своего капитала. Их текущая капитализация не обеспечивает надежной «подушки» для смягчения последствий потенциально возможного кризиса в банковской системе. Любое нарушение равновесия способно затормозить рост их бизнеса в среднесрочной перспективе, делают вывод аналитики S&P.
Коэффициенты RAC рассчитаны по опубликованным сведениям финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и проверенной аккредитованным аудитором.
Следует отметить, что в III квартале 2011 года ВТБ купил Банк Москвы, поэтому его коэффициент RAC упал с 6,9% в 2010 году до 4% на 30 сентября 2011 года. Взвешенные по риску активы ВТБ увеличились, а его реальный собственный капитал уменьшился. Перед этим российское правительство предоставило Банку Москвы 5 млрд долл. Это повысило уровень его резервов на потери по кредитам, который составил около 50% ссудной задолженности.
ВТБ выкупил кредитный портфель Банка Москвы по цене, равной 50% первоначальной балансовой стоимости. Такая большая скидка ограничивает риск дополнительных потерь, которые ВТБ может понести по портфелю кредитов столичного банка. В связи с этим компания S&P не корректировала коэффициент RAC по ВТБ, рассчитанный на 30 сентября 2011 года.
Если коэффициенты RAC российских банков схожи с показателями крупных банков развитых стран, то по уровню риска концентрации российские кредитные учреждения выглядят значительно слабее. Еще аналитики обращают внимание на то, что российские банки в целом более склонны к принятию рисков, чем банки, действующие в экономиках со схожим уровнем рисков, а потому более уязвимы для неблагоприятной экономической конъюнктуры. Вывод очевиден: в погоне за прибылью надо бы суметь совладать с азартом, который эксперты S&P корректно назвали аппетитом.
Комментарии читателей Оставить комментарий