Банк Москвы сворачивает проекты Бородина

Они подозреваются в хищении (ст. 159 УК) 6,7 миллиардов рублей, принадлежавших банку, говорится в пресс-релизе. По версии следователей, в 2008-2011 гг. Банк Москвы по распоряжению подозреваемых выдавал кредиты неназванным кипрским компаниям, которые контролировал Бородин. Для создания видимости обслуживания кредитов, по мнению следователей, часть выданных средств (в общей сложности 1,1 млрд руб.) выплачивалась в качестве погашения ранее взятых кредитов, но основная часть (не менее 7,8 млрд руб.) была похищена и использована на личные нужды Бородина и Акулинина. Чуть раньше стало известно, что компания «Премьер Эстейт» и Банк Москвы обсуждают мировое соглашение об урегулировании долга в 13,5 миллиардов рублей, выданного банком на покупку ЗАО «Премьер Эстейт» земельного участка в Москве.
Если соглашение будет подписано, то еще один острый вопрос из «наследия прошлого» закроется. Помимо этого Банк является собственником целого алкогольного холдинга, лесоперерабатывающих предприятий, земельных участков и многого другого движимого и недвижимого имущества. Можно было бы порадоваться за банкиров, которые удачно вкладывали деньги, но радоваться особо нечему. Большинство активов Банка Москвы неликвидны и находятся в предбанкротном состоянии. А сам банк, входящий сейчас в группу ВТБ, как сообщают СМИ, оформляет кредит в 300 миллиардов рублей на «затыкание дыр» в балансе от Агентства по страхованию вкладов.
Как один из крупнейших российских банков дошел до такой жизни? Попробуем разобраться в истории вопроса. Банк Москвы был организован в середине 90-х годов прошлого века как муниципальный московский банк. Бессменным главой Банка с момента основания и до самого последнего времени являлся Андрей Бородин, близкий человек к экс-мэру Москвы Ю.М. Лужкову.
По мнению экспертов, решение о создании в Москве подобного банка в те годы было абсолютно правильным и своевременным решением. Тогда, если вы помните, наличие собственного банка было не только вопросом престижа и репутации, но и гарантией безопасности и сохранности денег владельцев в непростое для экономики страны время. Банки тогда учреждали все, начиная от олигархов и глав национальных республик и заканчивая малыми предпринимателями. Поэтому Лужков, который всегда отличался хозяйской хваткой и капитальным подходом к делу, принял решение учредить в Москве банк, основной задачей которого стало бы обслуживание немалого московского бюджета.
Банк Москвы успешно пережил кризис 1998 года, когда ушли в небытие многие олигархические банки и к началу двухтысячных находился в отличном финансовом и организационном состоянии. Открывались региональные филиалы, делались достаточно успешные попытки открывать дочерние банки в СНГ и Прибалтике, росла международная сеть контрагентов.
Казалось, еще чуть-чуть — и Банк станет крупным федеральным игроком, а, может быть, чем черт не шутит, и игроком международного масштаба. Есть же в мире примеры подобного успешного развития. Американский Bank of New York, Bank of Tokyo и так далее.
Но российским Bank of New York Банк Москвы, к сожалению, не стал. И понятно почему. Сгубил его и его руководителей растущий «поток» московских бюджетных и денег и сверхдоходы от его обслуживания.
В чем же проблема, спросите вы. Банк получает стабильно высокие доходы от обслуживания своих «якорных» клиентов, которые, в свою очередь, перенаправляет на развитие региональной сети, разработку новых продуктов, формирование профессиональный команды менеджеров. Это ли не типичный пример развития успешного любого бизнеса?
А проблема заключается в том, что заниматься реальным развитием бизнеса тяжело и накладно. Развитие региональной сети требует вложений, разработка актуальных банковских продуктов требует вложений и высокого уровня экспертизы, высокий уровень банковского менеджмента требует соответствующего уровня специалистов с соответствующим уровнем доходов. И есть нормальный для любого реального бизнеса риск того, что может и не получится. Нормальный бизнес, и банковский в том числе, это очень трудозатратный и капиталоемкий процесс. Сначала надо много вложить, и не только денег, но и труда, а потом что-то, может быть, и получится.
Как считают эксперты, Бородин достаточно быстро пришел к выводу, что заниматься реальным банковским бизнесом очень тяжело и не факт, что очень доходно. Поэтому в середине двухтысячных годов он принял «гениальное» решение и полностью сконцентрировался на обслуживании московских бюджетных и коммерческих финансовых потоков. Это было понятно, просчитываемо по затратам и гораздо более выгодно.
Как пишут СМИ, банк тут же окружили цепочки оффшорных, дочерних и связанных между собой компаний, через которые потекли рекой миллиарды долларов. Кредитные линии для компаний-однодневок, вексельные схемы, зачеты – все это стало «нормальной практикой» ведения дел. Резко упало качество клиентского менеджмента. Начались «игры» с отчетностью.
Внешне все продолжало выглядеть очень пристойно, но это было лишь поверхностное ощущение. Внутри шло стремительное разложение.
Руководители банка не забывали и про свои «кровные» интересы, активно участвуя своими аффилированными компаниями в разнообразных сделках банка. Банковские офисы покупались на деньги банка, переводились на баланс нужных организаций и сдавались в долгосрочную аренду банку. Кредитование проводилось с прицелом на последующее поглощение компаний-заемщиков.
В залог банком принимались ничем не обеспеченные долговые обязательства непонятных эмитентов, а на выданные кредиты собственниками приобретались все новые и новые активы.
Гром прогремел в конце 2009 года, когда Ю.М. Лужков был снят с должности мэра Москвы. Начались разговоры про смену собственников Банка Москвы. Но даже в этой ситуации руководство Банка Москвы, вступая в переговоры о продаже с группой ВТБ, позиционировало банковскую группу как «рыночную и очень эффективную». И только после принудительного вмешательства ВТБ в деятельность банка и бегства из России Бородина и Акулинина стали вскрываться все новые и новые нелицеприятные подробности масштабного воровства и хищений прежнего руководства. Выяснилось, что Банк Москвы находится в критическом состоянии.
Зачем было принято решение о спасении этого финансового института через разработку механизма вливания денег для закрытия «дыры» в его бюджете? Мнения экспертов на этот счет разделились. Одни считают, что крах Банка Москвы мог вызвать цепную реакцию и оказать крайне негативное влияние на функционирование всей российской банковской системы. Другие считают, что это было политическое решение, принятое с целью нивелирования ошибок руководителей ВТБ, изначально неправильно оценивших масштаб проблем этого банка. Еще одна группа экспертов полагает, что Банк Москвы являлся типичным примером «банка для своих», который есть у элиты власти и бизнеса практически в каждом российском регионе, поэтому его крушение должно было бы привести к тотальным проверкам подобных финансовых структур по всей стране. Что пока не представляется возможным по целому ряду причин.
Тем не менее решение принято, помощь оказана, Банк Москвы продолжает работать, и стоит задуматься о том, чем он будет заниматься дальше.
Предложение сконцентрировать работу Банка Москвы на обслуживании сегмента малого и среднего бизнеса вызывает определенные вопросы у экспертного банковского сообщества. Для работы с МСБ необходим очень высокий уровень квалификации менеджмента. Отсутствием такой квалификации как раз и отличался менеджмент банка в последние годы. Нужны также банковские продукты с приемлемыми условиями. Это также сложно сделать, так как банк обременен невозвратными кредитами и неликвидными залогами. К тому же в России средний и особенно малый бизнес развиты слабо, и за право обслуживать успешные компании среди банков идет жесткая конкурентная борьба, включиться в которую Банку Москвы пока очень и очень проблематично. А недавно еще и правительство Москвы заявило о том, что теперь обслуживающий Москву банк будет выбираться на основании конкурсной процедуры, исходя из лучших предложенных условий этого самого обслуживания. Словом, куда ни посмотри – везде пожар. И как его потушить, пока никто не понимает.
Так, может быть, лучше мгновенная смерть, чем долгое и мучительное угасание?
Комментарии читателей Оставить комментарий