Гонка на продуктовом рынке

Основатель сети «Пятерочка» Андрей Рогачев подтвердил свое участие в создании новой сети мягких дискаунтеров, которая будет называться Frank и станет прямым конкурентом «Пятерочки». Магазины новой сети откроются в Москве и Санкт-Петербурге. Ассортимент в них составит около 3500 наименований, а занимаемая площадь будет колебаться от 200 до 650 кв. м.
Уже к ноябрю в обеих столицах должны будут открыться первые магазины, а в течение трех лет, по планам создателей сети, под брендом Frank будут работать около 400 точек, расположенных на собственных и арендованных площадях.
В новом проекте принимают участие 15 бывших менеджеров X5 Retail Group.
Возглавить Frank предложено бессменному руководителю «Пятерочки» Олегу Высоцкому. Руководитель департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила, пишет журнал Forbes, считает, что инвестиции, необходимые на открытие магазинов Frank, должны составить порядка $1,5 млрд, при условии, что все 400 магазинов новой сети будут расположены пропорционально в обеих столицах. Автор проекта Андрей Рогаев считает, что Frank в состоянии составить конкуренцию существующим сетям, которые, по его мнению, «умучили поставщиков».
Несмотря на весь опыт Андрея Рогачева и его команды, реализовать смелый проект будет нелегко, ведь на сегодняшний день его конкуренты практически недостижимы. Сегодня роль первых скрипок на рынке играют Х5 Retail Group и «Магнит». На счету первого – колоссальное число уже открытых магазинов, второй активно развивается, показывая завидные темпы роста. По данным X5 Retail Group, ее доля на рынке в 2011 году составила 5,7% при выручке $15,4 млрд, в компанию входят 3000 магазинов. Рыночная доля ближайшего конкурента Х5 «Магнита» в прошлом году составила 4,2% с выручкой $11,4 млрд. Торговая сеть «Магнит» включает в себя на сегодняшний день более 5000 торговых площадей.
Несмотря на активные процессы, происходящие на отечественном рынке продуктовой розницы, наш рынок, по оценке британской компании IGB, занимает лишь шестое место. Первое место принадлежит Китаю. В 2011 году IGB оценила его в 607 млрд фунтов стерлингов. К началу прошлого года Китай обогнал бессменного мирового лидера – США, показавших 572 млрд фунтов стерлингов. Далее в списке наиболее развитых рынков ретейла следуют Япония (254 млрд), Индия (244 млрд) и Бразилия (202 млрд фунтов стерлингов). Занимаемое Россией шестое место британские аналитики оценили в 198 млрд фунтов. Несмотря на то, что отечественный рынок продуктового ретейла по оценке IGB к 2015 году достигнет отметки в 263 млрд фунтов, он все равно останется на шестом месте, ведь остальные страны тоже не стоят на месте. Топ-десятку замыкают развитые европейские страны – Франция, Германия, Великобритания и Италия.
Активная борьба за лидерство на российском рынке продуктового ретейла происходит в основном в двух направлениях – открытие новых магазинов и поглощение бесчисленного количества магазинов «у дома». По мнению специалистов агентства INFOline, возможности столь активного расширения подходят к концу. Дело в том, что в стране уже действует около 500 гипермаркетов, еще столько же можно построить, но на этом возможности рынка заканчиваются. Для городов с населением 50 000 человек и ниже достаточно лишь одного гипермаркета. Второй будет лишь создавать конкуренцию, а не приносить прибыль.
Подобная экспансия служила залогом успеха торговых компаний до 2009 года, когда благоприятная экономическая ситуация в стране и растущие доходы населения положительно сказывались на рынке. Последовавший экономический кризис заставил большинство покупателей не только сократить фактическое потребление, но и перейти в более низкие ценовые категории. Это не могло не сказаться на доходах торговых компаний: снижение потребительского спроса неминуемо ведет к уменьшению прибыли и выручки.
Последствия экономического кризиса ретейлеры ощущают до сих пор. По итогам 2011 года рынок увеличился на 9% по сравнению с 2010 годом и составил 8,7 трлн руб. По предварительным прогнозам к 2013 году рынок выйдет на показатель в 10,9 трлн руб. при темпах роста в 11-12%. Ушедший год ознаменовался двумя крупными сделками на рынке продуктового ретейла: торговая сеть «Копейка» перешла под крыло Х5, а «Дикси» стала обладателем сети «Виктория».
Каждый из покупателей преследовал свои цели. На момент продажи сеть «Копейка» обладала 660 магазинами, за которые Х5 заплатила колоссальную даже для такого гиганта сумму 51,5 млрд руб. В результате совершенной сделки компания сократила разрыв по количеству магазинов со своим ближайшим конкурентом «Магнитом», а также помешала развитию в России международной корпорации Walmart.
Сеть магазинов «Виктория» стоила «Дикси» 20 млрд руб. Если к концу 2010 года «Дикси» насчитывала 646 магазинов, то «Виктория» – 257. Сделка позволила «Дикси» обойти таких игроков, как «О’кей» и «Лента». Используя в качестве критерия показатель выручки, агентство INFOline определило «Дикси» на седьмое место в рейтинге с оборотом 64,7 млрд руб (доля на рынке – 0,71%) «Виктория» находилась на девятой позиции с 33 млрд руб. На сегодняшний день лидером отечественного ретейла является X5 Retail Group, за ним следует «Магнит», далее – «Ашан», затем – Metro Cash&Carry.
Наверное, ни одна торговая сеть не покорила сердца россиян, за исключением «Ашана». Доказательством тому могут служить очереди на парковку и полные торговые залы всю неделю. Покупатели «Ашана» зачастую вывозят из магазина тележки, заполненные продуктами для всей семьи на предстоящую неделю. «Ашан» славится демократичными ценами, и, к слову сказать, вполне обоснованно. Поставщики сети, как правило, готовы снизить отпускные цены на 10-15%, потому что компания всегда готова предложить им участие в различных маркетинговых акциях. Общая торговая площадь, принадлежавшая сети, составляет примерно четверть от торговых площадей Х5 или «Магнита», при этом разница в выручке не столь значительна. В прошлую среду, по словам руководителя по внешним коммуникациям компании «Ашан» Марии Курносовой, открылся 50-й магазин в Рязани. «Всего в этом году мы планируем открыть еще не менее 5 магазинов. Итого за 2012 год – не менее 7 магазинов. Общая выручка инвестиций превысит 5 млрд руб. в этом году. Сумму выручки за 2011 год мы не раскрываем, т. к. не являемся публичной компанией», – сказала Мария Курносова. Кроме французской сети «Ашан», еще одна иностранная компания входит в список наиболее влиятельных ретейлеров России – немецкая Metro Group.
Меtro Group занимает третью строчку в списке крупнейших мировых ретейлеров. По признанию руководства компании, отечественный рынок чрезвычайно важен для нее, а российское подразделение признано одним из самых активных. Интересы сети перестали ограничиваться европейской частью страны, ее магазины открылись уже в Новосибирске и Магнитогорске.
Компания предполагает открывать новые торговые площади не только в крупнейших городах страны, но и в населенных пунктах с населением от 400 000 человек. Несмотря на то, что компания позиционирует себя в сегменте мелкооптовой торговли, на деле она на равных конкурирует с розничными сетями.
В качестве нового рецепта расширения присутствия компании ее руководство решило приступить к реализации проекта создания франчайзинговой сети магазинов «у дома». Об этом заявил гендиректор «Метро Кэш энд Керри Россия» Йерун де Гроот: по его мнению, компания стремится объединить под своим брендом владельцев небольших торговых точек.
Постоянными покупателями сетей – лидеров рынка отечественного ретейла традиционно являются граждане, чьи ежемесячные расходы на питание составляют 30-40%. Но на рынке также представлены сети супермаркетов премиум-класса, их посетители ежемесячно тратят на продукты питания не выше 7-10%. Эта довольно большая группа обеспечивает таким московским сетям, как «Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ», «Зеленый перекресток», «Алые паруса», и питерским «Лэнд» и «Супер Сива» достаточный уровень платежеспособного спроса. Эти клиенты, по словам аналитиков рынка, никоим образом не отреагировали на проблемы, связанные с экономическим кризисом. Можно сказать, что доля супермаркетов премиум-класса невелика, от 1 до 5% рынка, но и игроков, представленных на рынке, не так много, как в сегменте дискаунтеров.
Неожиданностью на отечественном рынке продуктовой розницы стало активное присутствие региональных сетей, в первую очередь барнаульской сети «Мария-Ра» и новосибирского «Сибирского гиганта». В компанию «Мария-Ра» на сегодняшний день входят 411 магазинов. В «Сибирский гигант» входят более двух десятков торговых площадей. В планы региональных компаний пока не входит расширение на европейскую часть страны, чего нельзя сказать об их столичных коллегах, многие из которых (например, «Ашан», «Лента» или Metro) уже открыли за Уралом свои магазины.
В связи с обостряющейся конкуренцией среди ретейлеров в крупных городах большую популярность приобретают специальные франчайзинговые проекты, рассчитанные на многочисленные магазины «у дома». На сегодняшний день работающих проекта два: у «Дикси» и Х5. «Дикси» предлагает клиентам совместную программу с международным розничным альянсом Independet Grocery Alliance (IGA). Программа рассчитана прежде всего на регионы и не предусматривает разового платежа за франшизу, лишь ежемесячные платежи от $100 до $200. Предпринимателям необходимо прибавить к названию магазина надпись IGA. В отличие от программы «Дикси», франшиза Х5 под брендом «Ситимаг» действует только в Москве. Единоразовая плата за франшизу составит 95 000 руб, роялти – 2% с оборота. За это предприниматель получит вывеску «Ситимаг», униформу для сотрудников, навигацию торгового зала, специальное оборудование и поставки продуктов с сетевых складов.
Не все радужно на рынке. Коррупция, замедление экономики, демографический спад и возросшая конкуренция делают инвестиции в российскую торговлю все менее привлекательными. Компания Ernst&Young, пишет газета «Ведомости», опросила ведущих российских и международных ретейлеров и пришла к неутешительным выводам: 43% опрошенных предполагают, что ситуация в экономике ухудшится, 67% называют плохими существующие экономические условия, 53% сетуют на неблагоприятное законодательство, 47% жалуются на дефицит квалифицированного персонала. Не способствует притоку инвестиций и высокий уровень коррупции, говорится в докладе компании Ernst&Young. В рейтинге Transparency International Россия находится на 142-м месте среди 182 стран.
По поводу исследования, проведенного компанией Ernst&Young, оценки компании Марии Курносовой довольно сдержанны. «Мы не прогнозируем спад экономики, но, тем не менее, видя подобные прогнозы у исследователей, принимаем ряд мер, чтобы ответить на возможное возникновение неблагоприятных условий. Что касается законодательства, то нам понятны инициативы государства по регулированию продовольственного рынка. Закон о торговле еще претерпит определенные изменения, готовится ряд поправок, чтобы улучшить взаимодействие производителей и ретейлеров. Дефицит квалифицированного персонала мы действительно наблюдаем, особенно в регионах. Но, отмечая реалии рынка труда, «Ашан» готов растить кадры внутри компании при помощи системы внутреннего обучения, чем мы и занимаемся в течение всех 10 лет присутствия на российском рынке», – прокомментировала Мария Курносова.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Там все ужасно, даже на работу берут с обманом, обещали 75.р. а в итоге после двух собеседований говорят 50т.р. и открываются пока в только в электростали я думаю будет "ошеломляющий" успех как у пятерочки платить не хотят квалифицированному персоналу а наберут опять дешевой рабочей силы и будет слава как у пятерочки!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
А они готовы платить квалифицированному персоналу?
Посмотрите на работных сайтах, оплата закупщика-категорийщика ~50т.р.
В то время как в обычных торговых фирмах - 70-80 +%, а кое-где - от 100.
Качество похуже, чем в пятерочке... Оно и в пятерочке хуже некуда