Минэкономразвития тревожит ослабление государственного контроля

В документе констатируется продолжение снижения административной нагрузки на бизнес. Хотя количество штрафов не снижается. Но и качество контроля не повышается.
Штрафов юрлицам выписали вдвое больше, во столько же выросла сумма штрафов индивидуальным предпринимателям. И контролеры по-прежнему предпочитают лично общаться с проверяемыми, а не листать бумаги у себя в кабинетах.
В 2011 г. в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 3 063 000 контрольно-надзорных мероприятий — 2 843 400 проверок и 219 600 административных расследований. Наибольший вклад в проведение этих мероприятий внесли федеральные органы исполнительной власти. В 2011 г. они провели 86,4% от общего количества проверок и административных расследований. В то же время органы власти субъектов Федерации — 13%, а органы местного самоуправления — 0,6%. Относительно 2010 г. доля участия федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) в контрольной деятельности государства уменьшилась на 6% (в 2010 г. доля контрольных мероприятий, проведенных ФОИВ, составляла 93%).
По сравнению с 2010 г. общее количество проверок, проведенных федеральными органами исполнительной власти, уменьшилось на 6,5%, или на 170 000 проверок. Количество контрольно-надзорных мероприятий на региональном уровне в 2011 г. увеличилось на 111%. В докладе подчеркивается, что указанная динамика, как и в случае изменения количества контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, сама по себе не может свидетельствовать об увеличении или снижении административной нагрузки на бизнес. Она продиктована в первом случае (на региональном уровне) повышением исполнительной дисциплины представления статистической информации, а во втором (на муниципальном уровне) ее стабильно низким уровнем представления.
Продолжение.
Только 31% муниципальных образований представили сведения в системе ИС «Мониторинг», причем в 90% случаев данные об осуществлении на их территории муниципального контроля отсутствовали.
Контрольно-надзорная активность федеральных органов власти отражена в табл. 1. Как и в 2010 г. около 80% проверок провели семь из них, а 90% — десять органов власти.
Минэкономразвития констатирует общую по ФОИВ тенденцию — продолжение снижения административной нагрузки на предпринимательское сообщество посредством уменьшения количества проверок. Около 80% ФОИВ, обладающих контрольно-надзорными полномочиями, снизили интенсивность проведения проверок по сравнению с 2010 г. Увеличение количества проверок органами МЧС России обусловлено ростом числа внеплановых проверок, проведенных на основании приказа руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ (количество поручений увеличилось на 75%, в том числе за счет проверок избирательных участков при проведении выборов в Госдуму).
Дополнение к анализу оценки масштабов контрольно-надзорной деятельности количества административных расследований, проводимых федеральными органами исполнительной власти, незначительно меняет общую картину, несмотря на увеличение их количества на 61% по сравнению с 2010 г., отмечается в докладе.
По сравнению с 2010 г. изменилось соотношение плановых проверок к внеплановым в сторону увеличения последних на 4%. Так, ФОИВ за 2011 г. провели 1 198 000 плановых и 1 258 000 внеплановых проверок, или 49% и 51% соответственно. При этом Минэконоразвития предупреждает, что, хотя процент увеличения внеплановых проверок относительно 2010 г. невелик — 4%, необходим постоянный мониторинг в данной сфере для исключения возможности возникновения тенденции увеличения внеплановости в контрольно-надзорной деятельности в будущем. Основания проведения внеплановых проверок на федеральном уровне в 2011 г. не подтвердились в 68 664 случаях, то есть для 5,5% всех внеплановых проверок, что на 1,5% выше аналогичного показателя за 2010 г.
На региональном уровне наблюдается стабильность в соотношении долей плановых и внеплановых проверок по сравнению с предыдущим отчетным периодом, несмотря на увеличение общего количества региональных контрольно-надзорных мероприятий (как подчеркнуто, указанное увеличение связано в большей степени с повышением исполнительной дисциплины, а не с административным вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов).
Как и в 2010 г., плановыми являются лишь 37% проверок, а внеплановыми соответственно 63%. При этом 36% внеплановых проверок связаны с контролем исполнения предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, 38% — с обращениями граждан, 5,8% — с решениями прокуратуры. Основания для проведения внеплановых проверок органов регионального контроля в 2011 г. не подтвердились в 13 046 случаях, то есть для 5,6% всех внеплановых проверок, проведенных органами регионального контроля.
Авторы доклада констатируют, что практика проведения документарных проверок до сих пор не получила широкого распространения. Федеральные органы исполнительной власти представили информацию лишь о 315 000 документарных проверок (337 000 — в 2010 г.), тогда как выездными стали 1 874 000 проверок (2 090 000 — в 2010 г.), то есть доля документарных проверок составила лишь около 13% (14% — в 2010 г.).
Вместе с тем для ряда федеральных органов исполнительной власти документарные проверки составляют более 50% от всех проводимых ведомством проверок. Лидеры — ФТС (96%), ФАС (93%), Минюст (86%), Росфиннадзор (72%), Минфин (67%) и Роструд (55%). Кроме того, Минэкономразвития отмечает увеличение в два раза — с 3% до 6% — по сравнению с 2010 г. совместных проверок ведомств.
По итогам 2011 г. ФОИВ выявлено 1 634 000 правонарушений, или 62% от всех проведенных мероприятий по контролю (в 2010 г. — 63%, или 1 726 000). Следовательно, как и в 2010 г., 2/3 всех контрольно-надзорных мероприятий завершались выявлением правонарушений.
Наиболее результативными, как и в прошлом отчетном периоде, стали плановые проверки — 72% приводили к выявлению нарушений, тогда как при внеплановых проверках нарушения выявлялись только в 52% случаев. На региональном уровне выявлением правонарушений в 2011 г. закончилось 186 000, или примерно 50% проверок.
Федеральные органы исполнительной власти в 2011 г. выявили 7 118 000 нарушений, а значит в рамках одного «результативного» мероприятия по контролю обнаруживалось в среднем 4,4 нарушения (4,5 — в 2010 г.). Органы исполнительной власти субъектов Федерации за тот же период выявили 495 000 нарушений, а за одно «результативное» мероприятие — около 2,7 нарушений (3,5 — в 2010 г.). Из выявленных ФОИВ нарушений - 6 577 840 (92,49%) составляют нарушения обязательных требований законодательства, 530 242 (7,45%) — невыполнение предписаний органов государственного контроля.
Всего федеральными органами исполнительной власти в 2011 г. наложено 2 275 000 административных наказаний. Наиболее распространенный тип наказания, как и в 2010 г., —административный штраф (91,4% случаев).
Однако по сравнению с 2010 г., в котором доля штрафов составила 93%, в 2011 г. этот показатель уменьшился на 2% за счет увеличения административного наказания в виде предупреждения (3,5% — в 2010 г. и 5,2% — в 2011 г.).
Всего федеральными органами исполнительной власти за 2011 г. наложено 2 079 000 административных штрафов на общую сумму около 176 млрд руб. Из них 100 млрд наложено Росфиннадзором и 56 млрд руб. — ФТС России. Без этих органов сумма наложенных штрафов составляет 20 млрд руб., или 11% от их общей суммы. В среднем ФОИВ в 2011 г. взыскали около 64% суммы штрафов от наложенных.
Между тем необходимо учитывать условность расчета этого показателя, поскольку между периодом наложения штрафа и осуществлением платежа может пройти достаточно много времени.
На региональном уровне административный штраф также самый распространенный вид административных наказаний. Это в первую очередь связано с тем, что используемый перечень возможных административных наказаний у органов контроля уровня субъектов Федерации меньше, чем на федеральном уровне, и поэтому штраф как административное наказание используется чаще. Кроме того, региональные органы контроля имеют более высокие показатели по соотношению уплаченных и наложенных административных штрафов — 67,6%.
Кому и сколько досталось штрафов, видно из табл. 2. Обращает на себя внимание сокращение в два раза оштрафованных граждан. Но в докладе поясняется, что это вызвано предоставлением в 2010 г. некорректной информации со стороны МВД, которое включило тогда данные по всей своей деятельности, а не в рамках только соответствующей контрольно-надзорной деятельности. В результате теперь статистика административных штрафов, выписанных гражданам по линии МВД, сократилась на 93%.
Хотя больше всего штрафов по количеству досталось должностным лицам, интереснее выглядят данные по бизнесу, прежде всего из-за своей динамики. Количество штрафов юридическим лицам возросло в два раза, при этом их сумма сократилась на 33%, поскольку средний размер штрафа уменьшился без малого в три раза. Правда, без учета данных Росфиннадзора и ФТС статистика смотрится не столь либерально.
Индивидуальным предпринимателям в 2011 г. контролеры уделили повышенное внимание. При сокращении количества штрафов на 1,8% их сумма выросла в 2,2 раза при росте среднего размера в 2,3 раза.
В целом административное давление на бизнес несколько ослабло. Особенно с учетом данных финнадзора и таможни. Ознакомиться с докладом можно на сайте Минэкономразвития (http://www.economy.gov.ru) в разделе «Малый бизнес».
Комментарии читателей Оставить комментарий