У рубля – «обычные колебания»

Министр экономики Андрей Белоусов прокомментировал обвал флегматично: «Это – обычные колебания, которые происходят». Министр немного слукавил.
Лукавство это никак не содержало в себе обмана. А.Белоусов ни в чем не соврал, комментируя валютный курс. Другое дело, что он ограничился кратким перечнем очевидностей типа «кто-то теряет, кто-то находит, это обычная практика, но ничего страшного не происходит», «сохраняется верхняя граница валютного коридора на уровне 38,15 руб.; при приближении к этой границе будут осуществляться валютные интервенции» и т. д. Министр не стал вдаваться в причины скачков рубля. Видимо, потому, что квалифицированный анализ непременно выйдет на оценку выстроенной конфигурации российской экономики, выявит недостатки построенной с начала нулевых конструкции и укажет, что особенно противно, на явную необходимость начать снос устаревших сооружений и строительство новых.
Ситуация-то простая. Рубль падает в цене потому, что падает цена нефти. А цена нефти падает потому, что ФРС США пока не стала запускать печатный станок и вливать на рынки десятки и сотни миллиардов новеньких купюр, чего с нетерпением ждут во всем мире. Недостаток же купюр обрекает ценовые пузыри, нефтяные и другие, лопаться с жалобным писком.
Это естественно в современной экономике. Но это показывает, что вся экономическая политика России, все обещания ее лидеров, все масштабные планы свершений и преобразований прямо зависят от того, будут американцы печатать деньги или не будут.
Расчет на то, что будут. Под это затачивается экономическая, социальная и просто политика. А глава ФРС Бен Бернанке отложил запуск станка. И красивая вертикальная конструкция российской экономполитической системы сразу зашаталась. Дело не в том, что рубль ослабел или усилился в тот или иной день. Тут ЦБ РФ нынче действует грамотнее, чем в девяностые, когда просто тупо держались за сохранение угодного курса и получили дефолт. Дело в том, что российской экономике нужны инвестиции. А такие «обычные колебания», как в последние дни, показывают, что на самом деле это могут быть только инвестиции из «пузырьковых» денег. Солидные деньги к нам не идут по известным причинам, главная из которых – в боязливости вкладывать свои кровные в сомнительные предприятия под гарантии «честного слова» важных бюрократов.
Сложилась ситуация, при которой любая попытка понять, что происходит в том или ином секторе российской экономики, неминуемо приводит к необходимости разобраться в том, что происходит в США. И бизнес-планы российских компаний, оперирующих суммами чуть большими, чем пять копеек, непременно должны соотноситься с тем, как, к примеру, развивается предвыборная борьба между республиканцами и демократами за кресло президента США. Мы не одиноки в этом, вообще все страны мира сейчас взаимосвязаны, но мы делаем ставку только на одно поле – на то, что доллары будут печататься и кредиты станут дешеветь. Если за океаном что-то идет не так, то многие наши чиновники вообще начинают обижаться и искать в этом заговор против них лично.
В данном случае рубль адекватно отреагировал на решение последнего заседания ФРС США. ФРС заявила о продлении до конца года действия «Операции Твист». Это значит, что ФРС продолжит скупать облигации с более длинным сроком погашения в обмен на продажу краткосрочных облигаций, на что потратит в 2012 году еще $267 млрд.
Эти $267 млрд – капля в море ожиданий мировых игроков. Хотелось бы по крайней мере триллион свежехрустящих долларов, вот тогда бы и нефть подорожала, и вообще бы многим счастья прибыло. Пусть скромная, но теплилась надежда на то, что Бернанке запустит печатный станок в три смены. Не запустил пока. И сразу рынки опечалились, даже американский Dow Jones просел на 0,4%. Проще говоря, для продолжения веселой игры на повышение нужны деньги, а их не дали. Теперь мир гадает, когда же наконец ФРС объявит о новом раунде политики «количественного смягчения» и доллары хлынут на рынки.
До последних дней рассуждали примерно так. Печальный американский опыт показал уже, что не столь непререкаема известная «кривая Филлипса», которая показывает зависимость уровня безработицы и уровня инфляции друг от друга. Считалось, что вброс в экономику денег может снизить безработицу, но породит инфляцию. Наоборот, ужесточение финансовой политики урезонит рост инфляции, но стимулирует рост безработицы. Однако американцы успешно продемонстрировали, как можно добиться всего сразу: чтобы и инфляция, и безработица одновременно росли.
Теперь любопытно, что по новому прогнозу ФРС по росту экономики США в ближайшие годы ожидаются «умеренный рост… и очень медленное снижение безработицы... Ситуация может улучшиться только в 2014 году». Вот в этом 2014 году (так считают 7 членов ФРС) и можно пойти на ужесточение денежной политики – не просто не печатать новые деньги, но и поднять цену старых. Хотя другие члены ФРС (6 человек) уверены, что это станет возможным не ранее 2015 года.
Иными словами, получается, что лучший срок начала нового раунда политики «количественного смягчения» – 2013 год. Но России, как и азиатским странам, и европейцам, надо еще дожить до 2013 года, вот все и волнуются. Поэтому весь мир, затаив дыхание, слушал выступление главы Федерального резерва Бена Бернанке после заседания.
Он сделал несколько осторожных заявлений. Начал с напоминания, что монетарная политика не может разрешить все проблемы экономики, хотя может быть средством для улучшения ситуации. Честно сказал, что пока никому не понятно, куда вообще движется экономика. А о «количественном смягчении» выразился просто: оно, конечно, может в чем-то помочь экономике, если дать ей новонапечатанные деньги для покупки активов, и «мы это обсуждаем». Бернанке констатировал, что предыдущие раунды количественного смягчения, QE1 и QE2, «имели значительный эффект для цен на активы и финансовых условий на рынке… эффективно поддержали экономику… Но прежде чем мы снова предпримем такие шаги, нам нужно получить и переработать больше информации о том, что происходит в Европе… Каждая программа нетрадиционного стимулирования имеет свою цену. Как только мы будем убеждены, что эти меры необходимы, мы будем действовать».
Глава ФРС не имеет права объявлять о конкретных шагах, которые будут сделаны в ближайшие дни, т. к. рынки тут же интерпретируют любое его слово по-своему. В данном случае он, кстати, был предельно откровенен. Нет сомнений, что американцы еще просто не решили до получения новой информации, стоит ли запускать печатный станок. С другой стороны, многие индикаторы показывают, что без свежих долларов мир не выживет. В итоге почти основным смыслом существования многих игроков становится игра в угадайку по поводу того, когда и сколько долларов дадут миру американцы.
Прав А.Белоусов, когда говорит, что все это – «обычные колебания», «кто-то теряет, кто-то находит»… Напрягает другое – чтобы обычные для рыночных игроков «колебания» не стали единственным смыслом и главным наполнением экономической политики большой страны. Обычно когда тот или иной игрок делал ставки на рынках на основе предположений о грядущих действиях ФРС, он проигрывал или выигрывал. Странно, когда на такой же основе формируется бюджет и определяется смысл жизни населения не самой маленькой страны.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Уважаемый автор, это Вам странно что "формируется бюджет и определяется смысл жизни населения не самой маленькой страны" исходя из колебаний... Другое дело что любая попытка не то что изменить систему финансов РФ привязанную к доллару, а хотя бы поднять дискуссию на эту тему преследуется! Не щадят даже своих! Возьмите случай политической расправы над Евгением Федоровым- пламенный единоросс и преданный путинец заговорил о странной роли ЦБ РФ в жизни страны, как тут же его примерно распяли. Свои же.
Толковая статья. Автору - плюс.