Денег не хватает. Но программ все прибывает

Минэкономразвития передало в правительство список федеральных целевых программ (ФЦП), которые необходимо финансировать с 2011 года. Всего их – 21 (новых). Финансирование их обойдется в 1,78 трлн руб., пишут «Ведомости». В 2011 году на их финансирование необходимо направить 440 млрд руб., в 2012 году – 520 млрд, а в 2013 году – 820 млрд.
В перечне министерства указано, что 8 новых программ появилось там по прямым поручениям президента Дмитрия Медведева, еще 6 – по поручениям премьер-министра Владимира Путина, а остальные 7 программ – «по иным поручениям».
Однако кто же это такой могущественный, что надавал поручений больше, чем президент и премьер? Вот некоторые из предлагаемых программ.
По поручению президента, Минобороны должно разработать ФЦП по обеспечению безопасности полетов воздушных судов госавиации, а Минспорта – ФЦП «Молодежь России». Минприроды же Медведев предписал разработать ФЦП, направленную на обеспечение охраны природной зоны озера Байкал.
Охрана природной зоны озера Байкал – конечно, вещь нужная. Но только почему бы не взять под охрану и само озеро, в которое совсем недавно Байкальскому ЦБК, до последнего времени принадлежавшему Олегу Дерипаске, разрешили опять сбрасывать стоки?
По поручению премьера предлагается подготовить ФЦП по модернизации и реформированию ЖКХ, а также ФЦП по противодействию обороту наркотиков в России.
А зачем тогда у нас существуют такие замечательные структуры, как госкорпорация «Фонд реформирования ЖКХ» и Госнаркоконтроль? Они что, без ФЦП уже и работать не могут? Или это – такой способ увеличить финансирование?
Вряд ли все ФЦП из нового списка будут приняты. ФЦП – это такая чиновничья забава. Каждый год правительство дает поручение по написанию каких-то ФЦП (наверное, чтобы чиновник по коридорам не слонялся и курил не сильно много), но до их реализации дело так и не доходит. Да и не может дойти, потому что сколько ты новых ФЦП ни сочиняй, а бюджет остается одним и тем же, и денег в нем не прибавляется.
ФЦП – это еще и способ, которым разные ведомства пытаются перетянуть одеяло госфинансирования на себя. Дескать, мы включены в ФЦП, нам деньги первее надо, старший приказал.
Предложения по новым ФЦП были выдвинуты, несмотря на дефицит бюджета, который только в 2010 году составит от 6,8 до 7,2% ВВП. Минэкономразвития в сопроводительном письме пояснило, что программы пока не обоснованы госзаказчиками. На данный момент министерства и ведомства, которые выступают кураторами программ, представили лишь названия программ и объем запрашиваемых средств, без конкретных концепций.
А вот перечень уже существующих программ:
1. Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы;
2. Программа «Глобальная навигационная система»;
3. Программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы»;
4. Программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года»;
5. Программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы»;
6. Программа «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы»;
7. Программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы;
8. Программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008–2010 годы;
9. Программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы;
10. Программа «Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы;
11. Программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года» (проект);
12. Программа «Жилище» на 2002–2010 годы;
13. Программа «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009–2015 годы)»;
14. Программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)»;
15. Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»;
16. Программа «Социальное развитие села до 2012 года»;
17. Программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2012 года»;
18. Программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 годах»;
19. Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы;
20. Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы»;
21. Программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 годы)»;
23. Программа «Дети России» на 2007–2010 годы;
24. Программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 годы»;
25. Программа «Русский язык (2006–2010 годы)»;
26. Программа «Русский язык (2011–2015 годы)»;
27. Программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»;
28. Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»;
29. Программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»;
30. Программа «Государственная граница Российской Федерации (2003–2011 годы)»;
31. Программа «Государственная граница Российской Федерации (2011–2016 годы)»;
32. Программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2013 годы»;
33. Программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)»;
34. Программа «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005–2010 годы»;
35. Программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2015 годы)»;
36. Программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»;
37. Программа «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009–2013 годы)»;
38. Программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005–2010 годы)»;
40. Программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005–2020 годах»;
41. Программа «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007–2010 годы)»;
42. Программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»;
43. Программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»;
44. Программа «Мировой океан»;
45. Программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2011 годы»;
46. Программа «Юг России (2008–2012 годы)»;
47. Программа развития Калининградской области на период до 2014 года;
48. Программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы»;
49. Программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы»;
50. Программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008–2012 годы»;
51. Программа «Культура России (2006–2011 годы)»;
52. Программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы;
53. Подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2011 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2008 годы)»;
54. Программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;
55. Программа «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах».
Судите сами, какие из них кажутся действительно приоритетными, а какие – нет. А учитывая то, что многие программы включают в себя подпрограммы, общее число приоритетных областей финансирования увеличится раза в три. Денег же, как уже говорилось, на все не хватает. Но программ все прибывает. Дела идут…
Леонид Рудницкий
Комментарии читателей Оставить комментарий
А в каждой (почти) программе есть ожидаемые результаты, есть отчеты по годам, программы финансирования минфина... но чтой-то не видно отчетов ни промежуточных ни финальных )))
Столько шикарных программ! Почему же у нас тогда такая высокая безработица? Неужели их все будет реализовывать, "осваивая" государственные деньги, одна и та же "могучая кучка"?
Список очень интересный и,наверняка,полезный и нужный. Только бы вот хотелось на него посмотреть после сроков его выполнения. А по результатам раздать награды или,наоборот,наказать ответственных. Мы уже имеем печальный опыт по пропаже в бозе большого количества подобных программ и даже национальных проектов. Орденов никто не получил,но и не наказали никого. Планов громадье мы строить умеем еще по плановой советской системе,но там хоть отчитывались. А сейчас,похоже,про планы забывают после их публикации. И строят новые,как лошадь Мюнхгаузена-воду пьет,а в живот не попадает,из-за отсутствия второй половины тела будучи разрезанной пополам.
Такой конгломерат разновесных ФЦП - такое же отражение панической бессистемности управления как и структура исполнительной власти. Организованный хаос в структуре всегда будет плодить только хаос в результатах и бессмысленную трату ресурсов. И дело не в том, что кто-то ловит рыбу в мутной воде. Дело в том, что мути становится больше самой воды.
Пили пила - полно бабла!