Акционеры «Распадской» пошли на жертву

Акционеры «Распадской» останутся без дивидендов. Они сами от них отказались. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на заявление компании «Распадская». Видимо тем самым они хотели подчеркнуть, что разделяют общую скорбь и в такой ситуации им не до дивидендов.
«Ввиду непредвиденной ситуации — аварии на шахте — владельцы компании «Корбер энтерпрайзиз лимитед», которой принадлежит 80% обыкновенных акций компании «Распадская», приняли совместное решение о голосовании на общем собрании акционеров 2 июня 2010 года против распределения дивидендов», — говорится в официальном сообщении «Распадской».
Судя по названию компании-владельца акций, она зарегистрирована не в России, а, скорее всего, где-нибудь в оффшорной зоне. Как известно, в таких местах регистрируют компании для того, чтобы минимизировать налог на прибыль. Если в России его ставка составляет 35%, то в различных оффшорных зонах эта цифра колеблется в диапазоне от 3 до 10%, чаще всего 5-7%. Выгодно это, что ни говори. И ничего, что российский бюджет при этом теряет деньги – мера вполне законная, хоть и с определенным душком. Но деньги не пахнут, как говаривал один римский император.
Слово «лимитед» в названии владельца акций указывает на то, что это юрлицо соответствует нашему ТОО, то есть компания является непубличной, собственных акций не имеет и между учредителями распределены лишь доли собственности. У таких фирм, как правило, уставный капитал очень небольшой. «Корбер энтерпрайзиз лимитед» на паритетных началах владеют руководство «Распадской» и «Евраз Груп».
«Решение, которое приняли акционеры, продиктовано не только производственной необходимостью, но обусловлено также этическими соображениями», — сказал генеральный директор компании «Распадская» Геннадий Козовой. Он еще раз заверил, что «все социальные и финансовые обязательства компании (перед семьями погибших и пострадавшими) будут выполнены своевременно и в приоритетном порядке».
Собственно, решение настолько очевидное, что о нем можно было бы и не объявлять. Ведь дивиденды выплачиваются из прибыли, прибыль получена по итогам прошлого года, но катастрофа, произошедшая в году текущем, делает все разговоры о ее распределении излишними. Конечно же, она должна пойти на покрытие текущих убытков. Разве может быть иначе? Тем более на фоне того, что Козовой запросил государственной помощи на ликвидацию последствий аварии. Это только американские инвестиционные банкиры выплачивают себе гигантские бонусы на фоне кризиса и при наличии господдержки. Но там хоть катастроф не было и никто не погиб. Владельцам же «Распадской» следовало бы отказаться не только от дивидендов, но и от зарплаты, хотя бы на некоторое время.
Ранее сообщалось, что г-н Козовой попросил у государства помощь в размере 6 миллиардов рублей — при том, что его личное состояние равняется 29 миллиардам рублей и оно удвоилось за предыдущий год. Почему тогда, спрашивается, шахта должна восстанавливаться за государственные средства, а не за деньги собственников? Ведь не бедные же люди…
Тем не менее, премьер-министр РФ Владимир Путин поручил решить вопрос о господдержке шахты «Распадская». Об этом сообщил журналистам первый вице-премьер Виктор Зубков, возглавляющий правительственную комиссию по ликвидации последствий аварии на шахте. «Такое поручение председатель (правительства) дал по исследованию возможности оказания государственной поддержки», — сказал Зубков, добавив, что это «пока поручение».
При этом обращает на себя внимание тот факт, что возглавлявший до самого недавнего времени шахту «Распадская» Игорь Волков четыре раза был представлен на дисквалификацию. Об этом сообщил вице-премьер Игорь Сечин в эфире «Эхо Москвы».
По его словам, никакой реакции акционеров на это не последовало. Сечин заявил, что Ростехнадзор выдал более 1200 предписаний различного рода по шахте «Распадская». В частности, по его словам, в ходе проверки на шахте были выявлены 150 детекторов газа с нарушенными пломбами (всего на «Распадской» установлены 400 таких датчиков). Сечин признал, что практика выведения датчиков из строя применяется самими шахтерами. Но это, по его словам, не снимает ответственности ни с тех, кто нарушал, ни с тех, кто создавал такие условия.
Может быть, в таких ситуациях самая разумная и действенная помощь государства состояла бы в предоставлении права Ростехнадзору останавливать работу на проблемных предприятиях до устранения замечаний? Тогда и люди были бы живы, и госпомощь на ликвидацию последствий аварий не потребовалась бы.
Да и практике перегонять прибыль в оффшорные компании пора бы уже положить конец. Хотя здесь все так завязано, что только тронь – сразу все поборники либерализма заголосят на все лады о «нерыночных мерах», «нарушении свободы предпринимательства», «ухудшении инвестиционного климата» и прочих словесных погремушках, которыми они обычно потрясают в подобных ситуациях.
Леонид Рудницкий
Журналист, писатель, копирайтер
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вобще то я не совсем понял что подразумеваевается под господдержкой во всех нормальныйх странах госудрство может пойти на встречу предприятию и поддержать его в трудный момент но не бесплатно а на возвратной основе! Так например США которая активно занимается вместе с BP очисткой океана от разлившейся нефти заявило что все расходы расходы связанае с очисткой акватории залива от нефти лягут на плечи BP тоесть смысол в том что помочь то мы поможем но будьте добры все оплатите!
Вобще то я не совсем понял что подразумеваевается под господдержкой во всех нормальныйх странах госудрство может пойти на встречу предприятию и поддержать его в трудный момент но не бесплатно а на возвратной основе! Так например США которая активно занимается вместе с BP очисткой океана от разлившейся нефти заявило что все расходы расходы связанае с очисткой акватории залива от нефти лягут на плечи BP тоесть смысол в том что помочь то мы поможем но будьте добры все оплатите!
<p>Какая может быть господдержка?Эти так называемые хозяева должны деньги на восстановление шахты достать из своих карманов, а не государственные.</p>
<p>Какая может быть господдержка?Эти так называемые хозяева должны деньги на восстановление шахты достать из своих карманов, а не государственные.</p>
Согласно статье 284 Налогового Кодекса РФ ставка налога на прибыль составляет 20% (35% было до принятия Налогового Кодекса в 2000г.).
Такой вид юридического лица как ТОО канул в лету со вступлением в силу части 1 Гражданского Кодекса РФ, а это 1995г.