НЕДЕТСКИЙ ВОПРОС

Довольно опасная международная тенденция, которой подвержены все развивающиеся страны, достигла пределов СНГ. Речь об узаконенной торговле детьми-сиротами и о фирмах-посредниках, выкачивающих из тугих кошельков бездетных иностранцев десятки тысяч долларов за возможность усыновить малыша из России, Белоруссии или Казахстана.
Стремление усыновить младенца вполне свойственно состоятельным американцам или европейцам, не имеющим собственных детей. Другое дело, что в развитых странах с этим серьезные проблемы. Во-первых, слишком важен критерий материального благополучия - ребенка, лишившегося родителей, ни один пансион не отдаст семье, совокупный доход которой ниже полумиллиона долларов в год. Во-вторых, важна безупречность биографий приемных пап и мам: не видать прав на опеку имеющим судимости, обладателям двойного гражданства и уж, разумеется, всем, кто по медицинским показаниям способен к деторождению. И, в-третьих, в очереди за сиротами, нуждающимися в родительском внимании, нужно стоять три-четыре года в странах Европы или семь-десять лет в США.
Детей начали продавать за рубеж, причем покупают их по сходной цене и вполне легальной схеме.
Сначала в регионе создаются благотворительный фонд и управляющая им фирма. В уставе организации записывается вполне благородная цель - помощь обездоленным детям, развитие образовательных и медицинских программ, благоустройство детдомов. Этот этап "бизнеса" требует некоторых вложений - никаких взносов подобные фонды не принимают, но действительно покупают мебель, игрушки, компьютеры, микроавтобусы и дарят все это сиротским учреждениям, ссылаясь на средства загадочных иностранных инвесторов. Тем временем управляющая фирма налаживает контакты с органами опеки и местной администрацией, предлагая решить проблемы сирот просто и изящно: передать права на опеку детей состоятельным иностранцам, жаждущим усыновить ребенка. Примерно две-три недели уходит на оформление документов, и счастливый ребенок обретает-таки и маму, и папу, и новую родину.
Казалось бы, все вполне легально и отчасти даже благородно, если не учитывать характера взаимоотношений фирм-посредников и усыновителей. В среднем развить подобный бизнес в регионе стоит от пятидесяти до ста тысяч долларов; за помощь в усыновлении одного ребенка такие фирмы просят двести пятьдесят - триста тысяч. И нельзя сказать, что их услуги не пользуются спросом.
Есть, разумеется, незначительные препятствия юридического характера. Например, законы об опеке практически всех стран Содружества признают, что свои граждане пользуются приоритетным перед иностранцами правом на усыновление детей. (Те же поправки в закон "О браке и семье" попытались внести и депутаты казахского парламента). Официальное международное усыновление вообще зачастую возможно только по решению областного суда. Законы государств СНГ сходятся и в том, что будущие родители должны присутствовать при передаче им прав на опеку лично. Но в рамках вышеописанной схемы бизнес существовал и развивался без малого десять лет, преодолевая препятствия в законах мелкими взятками конкретным исполнителям.
Впервые в России внимание к проблеме привлекла генпрокуратура РФ еще в 1998 году. Тогда была создана общественная комиссия, которая, пользуясь ресурсами правоохранительных органов и привлекая к своей работе следователей и оперативников, приступила к разбирательству. Тогда было важно выяснить, насколько законна деятельность подобных фондов и фирм, в какой степени она полезна и этична и как все это выглядит в глазах мирового сообщества. Через четыре года, в начале текущей недели, комиссия поведала о результатах. Они неутешительны. Вот несколько цитат из официального заключения:
"…На территории России в период с 1992 по 2002 год действовало около восемнадцати организаций, под видом благотворительных фондов занимающихся коммерческим содействием в незаконном усыновлении детей-сирот иностранцами...".
"…В ходе исследования документов из архивов областных управлений образования установлено, что права на опеку сирот иностранным гражданам переданы незаконно в 983 случаях. Во всех этих случаях дети покинули страну...".
"…В ходе разбирательств установлено, что представители фондов и фирм вели переговоры… и спонсировали сиротские приюты за пределами России: в Белоруссии, Узбекистане, Казахстане, на Украине, в Приднестровье... Предлагается разослать копии настоящего заключения правоохранительным органам этих стран".
Таким образом, не установлено, были ли случаи незаконного усыновления детей на территории Казахстана, но достоверно утверждается, что торговцы детьми вели и ведут переговоры с сиротскими учреждениями РК и даже спонсируют их деятельность. Ясное дело, с прицелом на будущее.
В минувший вторник в России стартовал первый уголовный процесс по делу о незаконном усыновлении такого типа. Рыбка попалась крупная. На скамье подсудимых Волгоградского областного суда гражданка Италии Надежда Фратти - именно ее фирма посредничала между детдомами Волгограда, местными чиновниками и иностранными усыновителями. Синьора Фратти в своей деятельности не только практиковала вышеописанную схему, но и взяточничество вкупе с подделкой документов. В компании с предприимчивой итальянкой обвиняются директор Волгоградского детдома Татьяна Чаплина, главный врач Антонина Текучева, начальник областного комитета по образованию Валентина Герусова. Фирма Надежды Фратти с поэтичным названием "Аркаболено" в сотрудничестве с вышеперечисленными чиновниками за восемь лет деятельности в России умудрилась продать в Европу (в основном в Италию) 560 сирот. Факт деятельности фирмы на просторах Содружества следствием установлен, но преступные действия на территории других стран не могут вменяться в вину российским судом.
Слово - за казахстанскими правоохранительными органами.
Комментарии читателей Оставить комментарий