ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ И ДВИЖЕНИЯ

Жалобы телеканалов на то, что они не могут пробиться в архив и получить фильмы из "золотого фонда" казахского кино, безосновательны, считает директор Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи Алла СЕИТОВА. Сегодня здесь насчитывается более двух тысяч лент, и они, дублированные на казахский язык, вполне способны помочь телекомпаниям выдержать 50-процентную норму вещания на государственном языке в переходный период до производства собственных казахскоязычных программ. Впрочем, в фондах ЦГАКФДЗ хранится более полумиллиона различных кино- и фотодокументов, которые могли бы лечь в основу многих интересных передач. А то, что они до сих пор остаются невостребованными, очевидно, вина самих телевизионщиков.
О вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне - в интервью с Аллой СЕИТОВОЙ.
- Алла Федоровна, в ваших фондах более полумиллиона единиц хранения. И что это? К каким годам они относятся?
- Наш архив был создан в 1943 году, когда в Алма-Ату были эвакуированы "Мосфильм", "Киевнаучфильм", "Центрнаучфильм" и другие известные студии. Поэтому основная масса документов относится к той эпохе: хроника войны, послевоенных лет, этнографические документальные фильмы, хотя многие были сняты и ранее - в 1925-1929 годах. Была такая студия "Межрабпомфильм". Кстати, именно в военные и послевоенные годы во всем мире начался бум по созданию архивов кинофотодокументов. Люди осознали, что для истории надо сохранить развитие общества и цивилизации в динамике, чтобы иметь возможность показать потомкам обороты речи, стиль одежды, нравы, традиции, события. Наш архив - это история движения и звуков. Это фильмы и фотографии, это 35 тысяч музыкальных и речевых записей и радиопередач.
- А что такое речевые записи?
- Ну, раньше практиковалась запись выступлений различных политических лидеров на съездах, пленумах. Некоторые фрагменты представляют большой интерес и сегодня.
- У вас хранятся только оригиналы?
- Да, большая часть архива переведена на триацетатную основу. Кстати, наш архив едва ли не первым перешел на этот формат, хотя для этого пришлось реставрировать практически каждый кадр на пленках. А ведь мы храним даже обрывки и срезки лент, планы, не вошедшие в фильмы по различным идеологическим соображениям или конъюнктурным причинам. Но это было. И это уже история, ее никуда не денешь. Например, у нас есть фотографии, где вымараны лица каких-то людей. Скорее всего, это репрессированные, диссиденты. Но зато сохранились негативы этих снимков и даже оригиналы. Скажем, во времена Брежнева на общих снимках "не было" Хрущева…
- Любой документ стареет. Как часто вы делаете копии и сколько экземпляров?
- Уже второй год работает проект "Асыл-мура", который финансирует компания "Пепси-кола". Она поставила нам аппаратуру, которая позволяет оцифровывать старые музыкальные записи, срок хранения которых подошел к концу. Не наши известные меценаты, а зарубежная компания, которой эта акция не принесет никаких дивидендов. Представьте только, у нас были пленки, которые можно было перемотать один раз и только в одну сторону, после чего ферромагнитный слой просто осыпался и запись можно было считать утраченной навсегда! Но комплект, подаренный "Пепси-колой", помог перевести аналоговый сигнал в цифровой формат - на DAT-диски. Потом на компьютере удаляли шумы, разные помехи, реставрировали саму запись. Причем делали это специалисты-профессионалы, которые знали и помнили характерные штрихи, особенности и приемы игры того или иного исполнителя, например, постукивание в такт пальцем по деке инструмента или что-то в этом роде. Так что мы можем гордиться: музыкальное наследие мы сохранили! За это я спокойна. Теперь для нас главное - сохранить кинохронику.
- С этим больше проблем?
- Конечно! У нас идет ежедневная война с плесенью и грибком. Рядовая работа.
- А он откуда взялся?
- Во-первых, у нас и без него несовершенная система кондиционирования воздуха. И во-вторых, плесень нам "подарил" "Казахфильм". Согласно существующему законодательству, производящие предприятия должны передавать на хранение в архив свой отснятый материал вместе с монтажными листами. Вот два года назад уже бывший министр культуры Сарсенбаев подписал очень грамотное распоряжение о сохранении уникальных аудио- и видеодокументов, согласно которому все государственные теле- и кинопроизводящие организации обязаны передавать нам на хранение свою продукцию. Но этот приказ не выполняется! И достояние народа гибнет на полках. Нам приходится буквально с боем выцарапывать кинодокументы. Например, директор "Казахфильма" Касымжанов всячески противится выполнению этого документа, хотя у них там нет никаких условий для хранения пленок…
- А у вас эти условия…
- А мы постоянно поддерживаем необходимый температурно-влажностный режим. Это наша работа. А споры плесени разлетаются мгновенно, поэтому нашим работникам приходится постоянно работать с этими документами, проверять на стабильность, проводить профилактику. Упор делаем на документы особой ценности, статус которых определяет специальная экспертная комиссия. Последняя проверка, кстати, в декабре была. Пару лет назад у нас работали микробиологи, которые проводили здесь эксперименты, выявили грибки и создали состав, позволяющий бороться с ними. Заверяю вас, у нас еще ничего не погибло, сохранить для истории уникальные документы - наша главная задача.
- Может быть, проще копии делать?
- А у нас есть такие финансовые возможности? Обращаются исследователи, телекомпании - для производства каких-то фильмов или передач, вот они себе копии и снимают, да и то частично.
- Чем же, кстати, сегодня телевизионщики больше всего интересуются?
- Не сказать, чтобы ажиотаж, но уже несколько лет активно востребованы кино- и фотодокументы времен репрессий. А еще к юбилейным датам, которые приходятся на этот год. Например, юбилей Куляш Байсеитовой - начинаем подбирать документы по ней.
- За деньги?
- Бесплатно. Но вот перезапись на носители и изготовление копий - за плату. В январе вышло постановление, согласно которому у нас будет открыт спецсчет. Сейчас идет согласование и утряска прейскуранта. Мы же должны как-то амортизировать наше оборудование? У государства средств на архивы до недавнего времени не было. Сейчас полегче стало…
- Алла Федоровна, а к вам может зайти просто человек с улицы и попросить найти какие-нибудь фото- или кинодокументы, касающиеся его родственников?
- Если аргументированно и точно изложит, что он хочет найти. Вот пенсионеры к нам стали часто обращаться. Бывает, и молодые приходят. Родственники увидели в кадрах хроники военных лет своего деда, который, как выяснилось, погиб на следующий день после съемок. Мы помогли этим людям. А недавно, например, пришла женщина, которая работала горничной в только что открытой гостинице "Казахстан". Это событие тогда снимала кинохроника. И ей мы нашли тот сюжет. Это не праздное любопытство. Эти кадры потом увидят правнуки, будут знать свою историю, историю своей страны. Думаю, что это очень правильно.
- Постойте, так вы принимаете на хранение любые кинофотодокументы?
- Зачем же любые?! Вот на "Казахфильме" есть ролик "Сено и солома в рулонах". Зачем нам эти технологии заворачивания нужны? А вот кадры, связанные со значимыми событиями в жизни государства, известными людьми, например, Сатпаевым, визиты политических лидеров, сдача в эксплуатацию предприятий. Хотя можем взять на хранение и документы, запечатлевшие открытие, допустим, большого магазина. У нас, например, есть хроника, запечатлевшая очереди, в которых люди стояли за товарами, выдаваемыми по талонам и карточкам. Помните, были такие времена? К сожалению, кадров периода обретения Казахстаном суверенитета у нас мало.
- А личные архивы людей вы на хранение принимаете?
- Это личное дело каждого человека. Но это не так просто. Известный артист, спортсмен, политик…
- А простой работяга?
- Если он известный рационализатор или изобретатель…
У всех архивов мира есть железное правило: в них должно быть чисто, сухо и холодно. В хранилищах Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи было чисто, сухо и бр-р-р… холодно. Вместе с Аллой Федоровной мы шли вдоль специальных стеллажей, на которых стояли коробки с кинолентами, и хозяйка показывала свое богатство, в котором она, похоже, ориентируется как дома. Вот кадры с Мухтаром Ауэзовым, там - старая лента о праздновании 5-летия Казахстана в Кзыл-Орде, когда она еще столицей была… Открывает наугад крышку выбранной коробки:
- Можете убедиться. Нюхайте. Чувствуете что-нибудь?
- ?
- Вот! Уксусом и не пахнет! Мы специально накачивали сюда особый состав, чтобы грибка не было. Видите, как катушка аккуратно уложена. Ой, склейка! Какой-то исследователь порвал и так склеил… Чудовище!..
В коридоре вдоль стен - несколько десятков проржавевших и покрытых подозрительным белесым налетом коробок с пленками. По словам хозяйки архива, эти документы из "Казахтелефильма" - на карантине и ждут своего часа обработки.
- Алла Федоровна, а в вашем домашнем архиве тоже такой же порядок?
- Ну, во-первых, он у меня не очень большой… Но если честно, заняться им просто времени не хватает…
Комментарии читателей Оставить комментарий