]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
б.СССР
Главная → б.СССР
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ И ДВИЖЕНИЯ

09:03 20.03.2002

Жалобы телеканалов на то, что они не могут пробиться в архив и получить фильмы из "золотого фонда" казахского кино, безосновательны, считает директор Центрального государственного

Жалобы телеканалов на то, что они не могут пробиться в архив и получить фильмы из "золотого фонда" казахского кино, безосновательны, считает директор Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи Алла СЕИТОВА. Сегодня здесь насчитывается более двух тысяч лент, и они, дублированные на казахский язык, вполне способны помочь телекомпаниям выдержать 50-процентную норму вещания на государственном языке в переходный период до производства собственных казахскоязычных программ. Впрочем, в фондах ЦГАКФДЗ хранится более полумиллиона различных кино- и фотодокументов, которые могли бы лечь в основу многих интересных передач. А то, что они до сих пор остаются невостребованными, очевидно, вина самих телевизионщиков.

О вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне - в интервью с Аллой СЕИТОВОЙ.

- Алла Федоровна, в ваших фондах более полумиллиона единиц хранения. И что это? К каким годам они относятся?

- Наш архив был создан в 1943 году, когда в Алма-Ату были эвакуированы "Мосфильм", "Киевнаучфильм", "Центрнаучфильм" и другие известные студии. Поэтому основная масса документов относится к той эпохе: хроника войны, послевоенных лет, этнографические документальные фильмы, хотя многие были сняты и ранее - в 1925-1929 годах. Была такая студия "Межрабпомфильм". Кстати, именно в военные и послевоенные годы во всем мире начался бум по созданию архивов кинофотодокументов. Люди осознали, что для истории надо сохранить развитие общества и цивилизации в динамике, чтобы иметь возможность показать потомкам обороты речи, стиль одежды, нравы, традиции, события. Наш архив - это история движения и звуков. Это фильмы и фотографии, это 35 тысяч музыкальных и речевых записей и радиопередач.

- А что такое речевые записи?

- Ну, раньше практиковалась запись выступлений различных политических лидеров на съездах, пленумах. Некоторые фрагменты представляют большой интерес и сегодня.

- У вас хранятся только оригиналы?

- Да, большая часть архива переведена на триацетатную основу. Кстати, наш архив едва ли не первым перешел на этот формат, хотя для этого пришлось реставрировать практически каждый кадр на пленках. А ведь мы храним даже обрывки и срезки лент, планы, не вошедшие в фильмы по различным идеологическим соображениям или конъюнктурным причинам. Но это было. И это уже история, ее никуда не денешь. Например, у нас есть фотографии, где вымараны лица каких-то людей. Скорее всего, это репрессированные, диссиденты. Но зато сохранились негативы этих снимков и даже оригиналы. Скажем, во времена Брежнева на общих снимках "не было" Хрущева…

- Любой документ стареет. Как часто вы делаете копии и сколько экземпляров?

- Уже второй год работает проект "Асыл-мура", который финансирует компания "Пепси-кола". Она поставила нам аппаратуру, которая позволяет оцифровывать старые музыкальные записи, срок хранения которых подошел к концу. Не наши известные меценаты, а зарубежная компания, которой эта акция не принесет никаких дивидендов. Представьте только, у нас были пленки, которые можно было перемотать один раз и только в одну сторону, после чего ферромагнитный слой просто осыпался и запись можно было считать утраченной навсегда! Но комплект, подаренный "Пепси-колой", помог перевести аналоговый сигнал в цифровой формат - на DAT-диски. Потом на компьютере удаляли шумы, разные помехи, реставрировали саму запись. Причем делали это специалисты-профессионалы, которые знали и помнили характерные штрихи, особенности и приемы игры того или иного исполнителя, например, постукивание в такт пальцем по деке инструмента или что-то в этом роде. Так что мы можем гордиться: музыкальное наследие мы сохранили! За это я спокойна. Теперь для нас главное - сохранить кинохронику.

- С этим больше проблем?

- Конечно! У нас идет ежедневная война с плесенью и грибком. Рядовая работа.

- А он откуда взялся?

- Во-первых, у нас и без него несовершенная система кондиционирования воздуха. И во-вторых, плесень нам "подарил" "Казахфильм". Согласно существующему законодательству, производящие предприятия должны передавать на хранение в архив свой отснятый материал вместе с монтажными листами. Вот два года назад уже бывший министр культуры Сарсенбаев подписал очень грамотное распоряжение о сохранении уникальных аудио- и видеодокументов, согласно которому все государственные теле- и кинопроизводящие организации обязаны передавать нам на хранение свою продукцию. Но этот приказ не выполняется! И достояние народа гибнет на полках. Нам приходится буквально с боем выцарапывать кинодокументы. Например, директор "Казахфильма" Касымжанов всячески противится выполнению этого документа, хотя у них там нет никаких условий для хранения пленок…

- А у вас эти условия…

- А мы постоянно поддерживаем необходимый температурно-влажностный режим. Это наша работа. А споры плесени разлетаются мгновенно, поэтому нашим работникам приходится постоянно работать с этими документами, проверять на стабильность, проводить профилактику. Упор делаем на документы особой ценности, статус которых определяет специальная экспертная комиссия. Последняя проверка, кстати, в декабре была. Пару лет назад у нас работали микробиологи, которые проводили здесь эксперименты, выявили грибки и создали состав, позволяющий бороться с ними. Заверяю вас, у нас еще ничего не погибло, сохранить для истории уникальные документы - наша главная задача.

- Может быть, проще копии делать?

- А у нас есть такие финансовые возможности? Обращаются исследователи, телекомпании - для производства каких-то фильмов или передач, вот они себе копии и снимают, да и то частично.

- Чем же, кстати, сегодня телевизионщики больше всего интересуются?

- Не сказать, чтобы ажиотаж, но уже несколько лет активно востребованы кино- и фотодокументы времен репрессий. А еще к юбилейным датам, которые приходятся на этот год. Например, юбилей Куляш Байсеитовой - начинаем подбирать документы по ней.

- За деньги?

- Бесплатно. Но вот перезапись на носители и изготовление копий - за плату. В январе вышло постановление, согласно которому у нас будет открыт спецсчет. Сейчас идет согласование и утряска прейскуранта. Мы же должны как-то амортизировать наше оборудование? У государства средств на архивы до недавнего времени не было. Сейчас полегче стало…

- Алла Федоровна, а к вам может зайти просто человек с улицы и попросить найти какие-нибудь фото- или кинодокументы, касающиеся его родственников?

- Если аргументированно и точно изложит, что он хочет найти. Вот пенсионеры к нам стали часто обращаться. Бывает, и молодые приходят. Родственники увидели в кадрах хроники военных лет своего деда, который, как выяснилось, погиб на следующий день после съемок. Мы помогли этим людям. А недавно, например, пришла женщина, которая работала горничной в только что открытой гостинице "Казахстан". Это событие тогда снимала кинохроника. И ей мы нашли тот сюжет. Это не праздное любопытство. Эти кадры потом увидят правнуки, будут знать свою историю, историю своей страны. Думаю, что это очень правильно.

- Постойте, так вы принимаете на хранение любые кинофотодокументы?

- Зачем же любые?! Вот на "Казахфильме" есть ролик "Сено и солома в рулонах". Зачем нам эти технологии заворачивания нужны? А вот кадры, связанные со значимыми событиями в жизни государства, известными людьми, например, Сатпаевым, визиты политических лидеров, сдача в эксплуатацию предприятий. Хотя можем взять на хранение и документы, запечатлевшие открытие, допустим, большого магазина. У нас, например, есть хроника, запечатлевшая очереди, в которых люди стояли за товарами, выдаваемыми по талонам и карточкам. Помните, были такие времена? К сожалению, кадров периода обретения Казахстаном суверенитета у нас мало.

- А личные архивы людей вы на хранение принимаете?

- Это личное дело каждого человека. Но это не так просто. Известный артист, спортсмен, политик…

- А простой работяга?

- Если он известный рационализатор или изобретатель…

У всех архивов мира есть железное правило: в них должно быть чисто, сухо и холодно. В хранилищах Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи было чисто, сухо и бр-р-р… холодно. Вместе с Аллой Федоровной мы шли вдоль специальных стеллажей, на которых стояли коробки с кинолентами, и хозяйка показывала свое богатство, в котором она, похоже, ориентируется как дома. Вот кадры с Мухтаром Ауэзовым, там - старая лента о праздновании 5-летия Казахстана в Кзыл-Орде, когда она еще столицей была… Открывает наугад крышку выбранной коробки:

- Можете убедиться. Нюхайте. Чувствуете что-нибудь?

- ?

- Вот! Уксусом и не пахнет! Мы специально накачивали сюда особый состав, чтобы грибка не было. Видите, как катушка аккуратно уложена. Ой, склейка! Какой-то исследователь порвал и так склеил… Чудовище!..

В коридоре вдоль стен - несколько десятков проржавевших и покрытых подозрительным белесым налетом коробок с пленками. По словам хозяйки архива, эти документы из "Казахтелефильма" - на карантине и ждут своего часа обработки.

- Алла Федоровна, а в вашем домашнем архиве тоже такой же порядок?

- Ну, во-первых, он у меня не очень большой… Но если честно, заняться им просто времени не хватает…

Темы: Казахстан, Социальное жилье в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Дмитрий Песков © KM.RU, Алексей Белкин
Песков: украинский и ирано-израильский конфликты несопоставимы
Почти половина мигрантов в России ставит шариат выше светских законов
Путин об экономике Запада: «сами скоро сдохнут»
Баку выразил протест в связи с задержанием азербайджанцев в Екатеринбурге
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Новый мировой порядок наступает, или Светлое будущее отменяется
Ник Рок-н-Ролл завершил свою историю
Вся правда о чесноке
Нормы морали feat. Сектор Газовой Атаки «Не замечая» (интернет-сингл)
«Никто не хотел войны. Война была неизбежной... Весьма вероятно, что скоро на наших глазах произойдет то, что рано или поздно должно было произойти»
Крематорий «The Big One»
Официальный срыв Минских соглашений: чем киевский режим отличается от террористических группировок?
U.D.O «Game Over»
Алина Делисс признана исполнительницей лучшего «Хита лета 2024»
«Для Запада выгодно иметь постоянно нестабильную зону контролируемого хаоса на экс-советских территориях»
Впервые в истории Испании высший суд начал расследование в отношении генерального прокурора страны
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.