«Народ Абхазии любит скромность и не любит политические шоу»

Порой выводы, которые можно сделать по результатам выборов в той или иной стране, географически выходят далеко за ее пределы. Так и в случае с президентскими выборами в Абхазии: провал предвыборной кампании Сергея Шамбы, организованной при участии российских политтехнологов, стал едва ли не более обсуждаемым событием, чем собственно победа Александра Анкваба.
Подивиться было чему. Предвыборная агитация за Сергея Шамбу была калькой с каких-нибудь уездных выборов в российской глубинке конца 90-х. Невообразимая пошлость во всем, начиная с обилия всевозможной макулатуры и прочих «носителей» с изображением кандидата, продолжая привлечением молодежи на митинги – искренние, как чаяния Саакашвили о мире, и заканчивая самим слоганом «Шамба – наш президент». Последний вообще звучит каким-то изощренным издевательством, поскольку однозначно отсылает к агитационному музыкальному сборнику «Ельцин – наш президент» в рамках кампании «Голосуй или проиграешь» 1996 года. Слоган этот, простой и хлесткий, прочно врезался в народную память и совершенно отчетливо проассоциировался со всем последующим лихим безвременьем. Неужто политтехнологи понадеялись на то, что абхазский избиратель совсем «не в курсе», или что у него – настолько короткая память?
На этом фоне, конечно, не может не радовать весьма взвешенная позиция официальной Москвы, которая выразилась в одобрении всех трех кандидатур и равноудаленном от них позиционировании. Таким образом, не повторилась ошибка 2004 года. Тогда, напомним, Рауль Хаджимба также шел на выборы, и Россия однозначно симпатизировала этому кандидату, давая понять заинтересованность именно в его победе. Однако победу неожиданно одержал Сергей Багапш, и ЦИК тут же объявил о фактах давления в процессе выборной кампании. Тогда еще действующий глава республики Владислав Ардзинба подписал постановление об отмене результатов этих выборов и назначении новых. Однако сторонники «случайного» президента с таким положением не согласились, захватили телецентр и комплекс правительственных зданий. Тогда в Абхазии чудом удалось избежать государственного переворота.
Но тогда же, к слову, и «грузинский вопрос» еще не стоял так остро, как сегодня. Можно лишь вообразить все последствия как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, случись нечто подобное сейчас. Давать Саакашвили со товарищи в лице НАТО великолепный козырь? Да и, объективно говоря, в Абхазии физически нет серьезно организованной антироссийской оппозиции, и соперники Анкваба могли концептуально расходиться с ним в чем угодно, но только не в позиции по дальнейшему курсу тесного взаимодействия с Россией. Вскормленная Багапшем политическая среда оказалась слишком непригодной для возможных провокаций как со стороны Саакашвили, так и со стороны Запада. Максимум, на что их хватило, – не признать выборы. Предсказуемо и скучно, за исключением разве что того, что первой западной структурой, объявившей о непризнании волеизъявления абхазского народа, стало НАТО, которое вообще непонятно с какого перепугу взялось комментировать подобные вопросы. Или в Брюсселе решили, что после Ливии им можно все?
Как бы то ни было, Абхазия свой выбор сделала: Александр Анкваб набрал 54,8%, его соперники Шамба и Хаджимба – 21,04 и 19,83% соответственно. Революции, госпереворота и покорного возвращения в грузинское лоно не случилось. Зато случился хороший урок для нашей политической элиты. Ей неплохо было бы уже наконец принять к сведению то, что всех видов пошлость в предвыборной агитации вовсе не всегда есть синоним стабильности и выверенности.
В беседе с обозревателем KM.RU старший научный сотрудник Отдела Кавказа Института стран СНГ Руслан Харабуа проанализировал итоги прошедших в Абхазии выборов и выразил уверенность, что дальнейший курс позитивных отношений с Россией изменений не претерпит:
– Самое главное во всем прошедшем процессе то, что президент России Дмитрий Медведев уже поздравил Александра Анкваба и заявил, что заданный курс отношений между странами будет продолжен, действие всех соглашений сохранится. Анкваб в ответ также заверил, что политика покойного Багапша будет, несомненно, продолжена, все договоренности останутся в силе. И делать упор нужно именно на этом, а не на том, кто там выиграл-проиграл и с какими цифрами.
Ведь и соперники Анкваба, Сергей Шамба и Рауль Хаджимба, не стали бы менять курс отношений с Россией в случае своего избрания, это было понятно изначально. Так что никакой трагедии для России в том, что именно Шамба не стал президентом, нет, хотя на него и делалась определенная ставка. Вообще на этом акцент делать не стоит.
Справедливы укоры в адрес работающих с Шамбой российских политологов, которые организовали для него слишком агрессивную предвыборную кампанию. Насколько я понимаю, они ранее работали в штабе у Беслана Бутбы, который также стремился стать президентом; тогда, как и сейчас, их участие сыграло ту же злую шутку. Тут имеет место обычное незнание предмета, незнание менталитета абхазского народа, который любит скромность и не любит политические шоу. Это, может быть, и прискорбно для кого-то, но в очередной раз доказывает, что не все политтехнологи, какими бы признанными и талантливыми они ни были, готовы работать в тех или иных условиях без четкого знания ситуации. Абхазский народ, глядя на характер агитации за Шамбу, уже понимал, что он не станет новым главой, что он проиграет эти выборы. И, в свою очередь, эта неграмотно выстроенная агитация сыграла на пользу Анквабу, она оттенила скромность его кампании, более понятной и близкой менталитету абхазцев.
– Стоит ли, на Ваш взгляд, ожидать каких-то позитивных подвижек в контактах Абхазии с Грузией?
– Здесь никаких изменений не произойдет, потому что, условно говоря, у Анкваба не две головы, чтобы что-то серьезно менять. Все останется как есть. К слову, народ Абхазии довольно сильно напрягли последние действия Шамбы как раз относительно контактов с Грузией. Избиратели это ему тоже припомнили, разумеется.
Комментарии читателей Оставить комментарий
С вами даже спорить не хочится, Aleksandr? Вы ж все-равно свое вранье будете распространять, выдавая желаемое за действительное! Хочется еще напомнить, что по вашей же логике сама Грузия нелигитимна!
Вот это да!
20 лет в нафталине - и пишет что-то!
Неужели такие динозавры дерьмократии еще остались? Я-то думал, только в правительстве...
Так ведь Руслан Харабуа - хаджимбист
Столица автоматически переезжает в Ньювасюки!
Это нелегитимные выборы и это понимают все кроме разве ,что россиян....Даже сами абхазцы голосовав понимали,что у них просто нет другого выходна получить хоть сомнительно легитимного ,но руководителя..Все прекрасно понимают, что для развития эконономики,туризма и вообще международной политической составляющей Абхазии им нужно будет всёравно искать своё место в Грузинской конфедерации , как впрочем и южной Осетии , если конечно ,со временем на станет вопрос об создании государства Осетия как такового...Ичкерия и Дегастан стремительно идут к независимости и это дело ближайшего десятилетия - не далее...Так,что Кавказ до 2020 года ждут стремительные геополитические перемены и НАТО стремясь заполучить Грузию , спешит занять здесь свой плацдарм, ведь это регион скоро станет решающим на ближайшие 3 десятка лет вплоть до 2050 как энергетическая МЕККА Европы , после того как Украина войдёт в ассоциацию с ЕС и в дальнейшем станет членом ЕС....Кавказ будет на границе ЕС т возможно со вступлением Грузии в ЕС где-то после 2020 Кавказ будет основным энергетическим центром ЕС, а Украина основным транзитным звеном , Россия же уйдёт на второй план и её энергобаланс в ЕС стремительно будет уменьшаться до 10% ,а в дальнейшем до 5% , что сведёт к минимуму её влияние на энергетическое ценообразование в ЕС и вообще политическое влияние на ЕС....И тогда Россия будет вынужждена дружить с ЕС на равных без шатажа,что приведёт её к внутренним,политическим и экономическим преобразованиям и плюрализму и демократии...