Таджикистан «взял в заложники» российского летчика

Российский летчик Владимир Садовничий пока, видимо, даже не догадывается, что ему уготовлена участь «козыря» в непростом политико-экономическом торге Таджикистана с Россией. А ведь если его «карта» по той или иной причине разыграна не будет, то ему грозит 13 лет таджикской тюрьмы. Причем по абсолютно надуманному, как выясняется сейчас, делу.
В Таджикистане, сообщает агентство Asia-Plus, в завершающую стадию вступил судебный процесс над гражданином России Владимиром Садовничим и гражданином Эстонии Алексеем Руденко. Их обвиняют в нарушении правил международных полетов, контрабанде и незаконном пересечении границы. Гособвинитель уже попросил суд признать обоих виновными и приговорить каждого из них к 13 годам лишения свободы. Сейчас в суде объявлен перерыв, вынесение окончательного приговора намечено на начало ноября.
Историю «контрабандистов» и «нарушителей» таджикской госграницы выяснил «Коммерсантъ». С весны этого года два самолета Ан-72 российской компании Rolkan investmens Ltd, зарегистрированной в офшорной зоне на Виргинских островах, по договору с правительством Афганистана занимались там перевозкой продуктов и гуманитарной помощи. После истечения контракта в марте 2011 года летчикам было предписано освободить стояночную территорию аэропорта Кабул. 12 марта экипажи загрузили в самолеты техническое имущество (в т. ч. запасной двигатель) и личные вещи, а затем, получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном, с разницей в 20 минут вылетели в сторону аэропорта Курган-Тюбе.
Однако когда в точке пересечения границы командир экипажа головного Ан-72 Владимир Садовничий связался с диспетчером «Таджикаэронавигации», тот заявил, что «на земле» разрешения нет, и поэтому самолет должен вернуться в Кабул. Но сделать это летчикам было проблематично, т. к. действующий в военном режиме аэропорт Кабула мог не сразу принять российские самолеты, а топлива на ожидание посадки у самолетов не было. Поэтому Владимир Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета принял решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе. Так же поступил командир второго воздушного судна гражданин Эстонии Алексей Руденко. Соответствующее разрешение было получено.
Тем не менее после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности (КНБ) Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры воздушных судов были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. А затем последовал суд.
Обвиняемые с самого начала категорически отрицали свою вину. Они уверяют, что разрешение на пересечение границы было получено ими по всем правилам и после посадки в Курган-Тюбе передано официальным лицам. «Без всех документов, в т. ч. разрешения на пересечение границы, экипажам Ан-72 не позволили бы даже приблизиться к самолетам в аэропорту Кабула. Там действует военный режим, и для прохода к самолетам летчикам нужно преодолеть пять пунктов проверки», – пояснил изданию Александр Сухоруков, знакомый с этим делом близкий друг Садовничего.
Странным, мягко говоря, выглядит и обвинение в контрабанде. Под ней подразумевается полуразобранный авиационный двигатель, который экипажи использовали для ремонта своих воздушных судов. Примечательно, что после посадки в Курган-Тюбе оба самолета осмотрели таможенники и составили акт об отсутствии на борту контрабандных и запрещенных предметов. Однако в КНБ Таджикистана посчитали иначе.
В своем последнем слове на суде, которое приводит ИА Asia-Plus, Владимир Садовничий еще раз подчеркнул: «Авиационные власти РТ ничего незаконного в наших действиях не обнаружили. После посадки нашего самолета таможенные органы РТ досмотрели наш самолет и ничего незаконного на его борту не обнаружили. Ни один свидетель, заслушанный во время судебного разбирательства (а это представители различных структур РТ), не смог назвать ни одну статью Воздушного кодекса или другого закона РТ, которую мы нарушили. Двигатель, который находился на нашем борту, и другие вещи, – все это имущество авиакомпании, которой принадлежат наши самолеты. Это имущество использовалось для обслуживания самих самолетов и не является коммерческим грузом. Об этом также говорили свидетели. А за груз, который находится на борту самолета, согласно международному и таджикскому воздушным кодексам, отвечает авиационная компания, которой принадлежат самолеты. Экипаж корабля за это ответственности не несет, за исключением случаев, когда на борту провозятся запрещенные средства – наркотики, оружие или взрывное устройство. Ничего из перечисленных незаконных средств на борту наших самолетов не было найдено», – сказал Садовничий. «Поэтому прошу суд оправдать и освободить нас из зала суда», – добавил он.
Однако решение суда, судя по всему, уже предрешено. В условиях таджикского «правосудия» Садовничего может спасти разве лишь заступничество Москвы. Но в том-то и дело, что с момента задержания летчика посольство РФ в Таджикистане повело себя в этом деле в лучшем случае как сторонний беспристрастный наблюдатель. С самого начала, пишет «Коммерсантъ», адвокат и работодатели летчиков безуспешно пытались привлечь внимание дипмиссии к происходящему. Представитель Rolkan investmens Ltd Валерий Пфефер рассказал, что гендиректор компании полгода назад обратился в посольство РФ. «Он простоял у посольства трое суток и, не добившись приема, опустил жалобу в ящик для писем», – рассказал г-н Пфефер.
В МИД РФ ситуацию с летчиками комментировать отказались. Собеседник издания в ведомстве, знакомый с ходом процесса, сообщил лишь, что «сотрудник консульского отдела посольства РФ в Душанбе присутствует на заседаниях суда». По словам очевидцев, представитель посольства в суде действительно присутствовал. Но вплоть до 6 октября (дня начала судебного процесса) судьбой Садовничего дипломаты не интересовались вовсе, да и на самом процессе участия с их стороны не чувствовалось.
«Торг между Москвой и Душанбе по разным вопросам не прекращается», – разъяснил изданию завотделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин, добавив, что Владимиру Садовничему, похоже, уготована роль таджикского козыря в этом торге. «Не исключаю, что это делается в преддверии подписания намеченных на весну договоренностей по российской военной базе, объекту «Нурек» и российско-таджикскому экономическому партнерству», – полагает эксперт.
Напомним, что в сентябре 2011 года в ходе визита президента России Дмитрия Медведева в Таджикистан стороны договорились о том, что до весны следующего года они подпишут соглашение о продлении статуса российской военной базы на территории Таджикистана сроком на 49 лет. Теперь, как видим, у таджикской стороны появился в руках дополнительный козырь в торге с Россией – гражданин России Владимир Садовничий, которого Душанбе фактически взял в заложники. Вот только будет ли готова Россия заплатить за своего гражданина выкуп – еще вопрос.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Неблагодарные люди Следите за базаром
Хорошо, что все благополучно закончилось. Я думала будет хуже. Еще хочу сказать, если бы Российским властям было не выгодно присутствие в стране приезжих на работу людей (обратите внимание не только таджиков, а узбеков, киргизов, казахов и т.д.), то они нашли бы тысячу способов не давать возможности работать людям. И сколько бы не кричали некоторые люди о том, что надо выдворять их, все будет тщетно. Так что поберегите лучше свои нервы друзья мои. Всего хорошего.
ты чо уних же семья идети есть надо правильно решать отправте россии
вот именно Российский суд и прокуратура сами решает
Таджикское руководство призывает Россию не связывать дело летчиков и простых граждан Таджикистана, не высылать их из России, они же простые люди и им надо кормить семьи. Наши летчики тоже простые люди и у них есть семьи, которые нужно кормить.И не дело указывать таджикскому руководству как сработал наш МИД, с ним сами разберемся, пусть обратят внимание как работает их прокуратура и суд.