Россия открывает Латвии секретные архивы

Россия рано или поздно признает «советскую оккупацию» Латвии. Этому будет способствовать считай что уже полученный латвийскими историками допуск к советским архивам, какими бы секретными те ни были. Ну а затем (правда, этим уже будут заниматься не историки, а политики Латвии) России может быть предъявлен счет за «оккупацию». Эдак на €175 млрд, которые пока что успела насчитать специальная комиссия, созданная латвийскими властями. Но, может быть, и больше: работа этой комиссии еще не завершена, а лишь приостановлена за недостатком у Латвии средств на ее финансирование. Вот такая перспектива вырисовывается после прошедшего на днях в Москве первого заседания российско-латвийской комиссии историков, которая была учреждена 20 декабря 2010 года президентами России и Латвии Дмитрием Медведевым и Валдисом Затлерсом в ходе визита последнего в Россию.
Понятно, что латвийские члены комиссии покидали Москву в приподнятом настроении. Еще бы: едва ли не все их требования были учтены «гостеприимными» хозяевами! Примечательно, что о результатах первого заседания комиссии российские журналисты узнали лишь спустя несколько дней, и то от латвийских СМИ. Дело в том, что наши СМИ почему-то даже не были заранее оповещены о том, что учредительное заседание комиссии пройдет 14 ноября в Институте всеобщей истории РАН. Зато латвийские СМИ были своевременно информированы об этом мероприятии и прислали в Москву своих корреспондентов. От них-то мы теперь и узнали, о чем договорились историки.
«Учредительное заседание комиссии проходило без заминок и особых дискуссий. Мы официально учреждены, приняли устав и знаем, что будем делать в ближайшие два года», – заявил ее сопредседатель с латвийской стороны Инесис Фелдманис латышской газете Neatkariga rita avize, перевод статьи которой приводит ИА REGNUM. Фелдманис считает, что латвийская сторона хорошо защищала свою позицию об изучении событий XX века, т. к. Россия хотела обратиться к гораздо более древним временам. Фелдманис рад, что историки обеих стран достигли компромиссного соглашения, т. к. в только что утвержденном уставе комиссии записано условие, что будет изучаться история XX века, однако в случае необходимости комиссия может заняться и событиями, которые имели место быть ранее. Уже в будущем году участники комиссии начнут работу над изучением отношений Советского Союза и Латвии в межвоенные годы, рассказывает Фелдманис. После этого будет создано общее собрание документов. Следующее заседание комиссии историков обеих стран планируется провести в конце 2012 года в Риге, в ноябре или декабре. Встретившись в Риге, комиссия оценит проделанную работу и изучит, что нового найдено в архивных материалах.
«Архивному вопросу» г-н Фелдманис придает особое значение. «Полтора часа дискуссировали о допуске к материалам российских архивов», – рассказал он латышскому изданию. Но в итоге Фелдманис был удовлетворен: «В уставе комиссии записано, что историкам необходима научно-исследовательская работа в полном объеме, и нет значения, являются ли эти документы секретными или нет». По его словам, участники встречи договорились, что эта комиссия станет тем учреждением, которое обеспечит более свободный доступ к архивам. А в интервью латвийскому «Телеграфу» Фелдманис сообщил, что начать работать в российских архивах латвийские историки смогут уже после Нового года.
По убеждению Фелдманиса, признание факта оккупации Латвии в России – лишь вопрос времени. Об этом он заявил в интервью LTV 100.pants, сообщают «Российские вести». «Российская сторона знает, – сказал он, – что мы не отступим от своих основных принципов по вопросам истории Латвии ни на сантиметр, если вы говорите об оккупации 1940 года. Кроме того, очень многие российские историки признали факт оккупации. Признали и многие российские высокопоставленные политики. Признание факта оккупации – всего лишь вопрос времени, и я думаю, что наша комиссия будет способствовать этому процессу, возможно, даже ускорит процесс».
Не обошел стороной г-н Фелдманис и вопрос о вероятном возмещении Россией «ущерба» от «оккупации». Присутствовавший в той же студии LTV 100.pants другой член комиссии историков от Латвии, Антоний Зунда, сказал, что не задача историков – «выставлять счет». «Если правительство посчитает, что это – актуальный вопрос в отношениях с Россией, назвать эту цифру (размер ущерба), то, скорее всего, будет восстановлена эта комиссия. Это – не вопрос историков», – сказал Зунда. И тут Фелдманис добавил главное: по его словам, если Россия официально признает оккупацию, у пострадавшей стороны будут права предъявлять претензии.
Как сообщают латвийские СМИ, в первом (учредительном) заседании двусторонней комиссии историков со стороны Латвии участвовали ее сопредседатель Инесис Фелдманис, а также Антоний Зунда, Дайна Блейере, Хенрийс Стродс, Ирене Шнейдере, Александр Иванов, Рудите Виксне и директор Латвийского национального архива Мара Спруджа.
А вот состав комиссии с российской стороны до сих пор так до конца и не прояснен. Такое вроде бы трудно даже представить, но буквально накануне московского заседания не только журналисты, но и даже иные члены комиссии с российской стороны еще не знали, кто будет представлять Россию в этой структуре, созданной президентами двух стран. Так, член российской части комиссии историков, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Александр Сытин заявил 11 ноября на пресс-конференции в Москве: «Кто входит в состав комиссии с российской стороны, я до сих пор не знаю. Членов российской части комиссии достаточно долго согласовывали в МИД и министерстве образования и науки».
Даже латвийские историки, зорко отслеживавшие, кто будет им оппонировать с российской стороны, тоже запутались. Так, историк Карлис Даукшта испугался, что в составе комиссии якобы есть «люди, откровенно ненавидящие Латвию». Он указал, что уже заметны первые попытки дискредитировать латвийских историков и навязать свою повестку дня. «Последние известия не блестящи, потому что со стороны России идет мощное противодействие. Внутри комиссии есть люди, которые уже диктуют правила, в т. ч. то, какие вопросы следует рассматривать. В комиссии есть люди, которые крайне враждебно относятся к Латвии и ее позиции», – заявил эксперт. Однако, судя по итогам первого заседания комиссии, опасения Даукшты были напрасными. Это российским членам комиссии впору в один голос кричать о том, что в комиссии есть люди, которые крайне враждебно относятся к России и ее позиции.
А общий итог работы совместной комиссии, учитывая сложившийся в ней статус-кво, может иметь очень плачевные последствия для России. KM.RU уже рассказывал, что накануне учредительного заседания комиссии фондом «Историческая память» был подготовлен аналитический обзор государственной исторической политики Латвии. Там можно найти исчерпывающий анализ идеологического содержания и механизмов реализации этой политики, в т. ч. в контексте решения о создании российско-латвийской комиссии историков.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну-ну, я представляю себе, что латышские историки, поработавшие в российских архивах, потом будут заявлять. Мол, мы видели документы, которые подтверждают факт советской "оккупации" стран Балтии, правда, российские ученые или охрана архива не дали нам с ними поработать! Хотя это еще "цветочки" по сравнению с тем, что фонд им. Яна Длугоша планирует выпустить. В общем, историческая статья будет рассказывать о "мифах и фальсификациях" советских историков в отношении роли советских войск в победе на восточном фронте во Второй Мировой Войне. Вроде того, что бегство 1-ой американской армии при сражении в Арденнах было специальным тактическим маневром, по замыслу которого американцы брали на себя удар фашистских войск для того, чтобы ослабленная Красная Армия могла нанести удар. И далее в духе героизма 1-ой американской, 69-ой пехотной дивизии, предоставления кредитов Британией СССР, без которых не было бы победы и т.д. Насколько я знаю, у нас этот "шедевр" будет продвигать НКО "Историческое и социально-экономическое развитие России" в рамках программы "70 лет со дня победы во Второй Мировой Войне". Пипец, похоже, что еще лет через пять выпуска подобных исследований заграничная (да и, наверное, часть нашей) молодежь будет думать, что Черчилль в костюме "железного человека" вместе с Монтгомери по кличке "халк" и Эйзенхауэром "капитаном Америкой" выиграли войну и спасли "красных партизан" от неминуемого поражения.
Карательные меры в исполнении латышских революционных войск отличались особой жестокостью. Первая их большая «экспедиция» — на Дон, где вспыхнуло восстание «казацкой контры» во главе с генералом Калединым, - состоялась уже в конце 1917-го. После взятия Ростова стрелки вместе с другими красными войсками навели в городе «революционный порядок». При этом расстреливались все мужчины и даже подростки, заподозренные в том, что они сочувствовали «офицерью». Почти одновременно с этим, в начале января 1918 года, в Белоруссии «врагов советской власти» арестовывал и казнил без суда один из латышских полков, посланный туда для ликвидации мятежа Польского корпуса генерала Ю. Довбор-Мусницкого.
Согласно статистике, которую приводит исследователь истории «красного террора» С. Мельгунов, только по 20 губерниям Центральной России в 1918 году было зарегистрировано 245 крупных контрреволюционных выступлений, в подавлении которых использовались латышские стрелки. А созданная в апреле 1918-го Латышская дивизия под командованием И. Вацетиса и вовсе превратилась в этакий общероссийский спецназ — ее подразделения принимали участие в разгроме практически всех крупных выступлений против большевистской власти.
Потом «железную гвардию Октября» отправляли наводить порядок в Муроме, Рыбинске, Калуге, Саратове, Нижнем Новгороде... Занимались, оказывается, и «профилактикой». В 1919 году по железнодорожной ветке между Череповцом и Вологдой ежедневно курсировал карательный поезд с отрядом латышей.
Небывалой храбростью, революционной дисциплиной, личной преданностью делу революции, и беспощадностью к врагам революции (буржуазии, дворянству, мещанству, гнилой интеллигенции, казачеству, реакционному духовенству, несознательному крестьянству виесте со всеми их детьми, женами, стариками и прочими родственниками).
Латышские стрелки прославились своей небывалой храбростью,а тем латышам, которые связались с ЧК-бог судья!
Верно, для того чтобы расстрелять поляков, совершенно незачем было тащить их из глуши калининских лесов в густонаселенные западные районы.