• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → МЕЛЬНИКОВ Виталий Вячеславович
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

МЕЛЬНИКОВ Виталий Вячеславович


Софья Гаррель, Сергей Шакуров в фильме Виталия Мельникова "Две строчки мелким шрифтом".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Виталий МЕЛЬНИКОВ. Архив ТОО «Агенство Люмьер»

МЕЛЬНИКОВ Виталий Вячеславович (р. 01.05.1928, село Мазаново, Амурская область), режиссер, сценарист.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977); Народный артист РСФСР (1987).

Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1952, мастерская С.Юткевича, М.Ромма).

 Снимал игровые и н/п фильмы («За новые луга и пастбища», «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина» и др.), был вторым режиссером. С 1963 — режиссер к/ст «Ленфильм», с 1989 — художественный руководитель киностудии «Голос» («Ленфильм»).

Дебютировал как режиссер в 1965 фильмом «Барбос в гостях у Бобика». Но настоящим режиссерским его дебютом стала картина «Начальник Чукотки». На традиционном историческо-революционном материале была разыграна героическая комедия, в которой слышались и пародийные и даже водевильные ноты. Дебют получился оригинальным, ярким, мастерским.

Мельников из сибирской деревни на Иртыше, где прошло его военное детство. Он не растворил своей народной самобытности, естественности, цельности, человечности, контактности ни в стенах столичного вуза, ни в ленинградской кинематографской среде сумев эти личные качества переплавить в особенности творческого поведения, в принципы режиссерской профессии. Великолепный рассказчик, насмешник, импровизатор

Конечно, отсюда особая манера его кинорассказа, где печаль пополам с весельем, насмешливостью с чувствительностью, наблюдательность с преувеличением. Не по тому ли так непросто определить жанр его фильмов: комедия с элементами драмы, или драма с элементами комедии, или жанр под названием «кино Виталия Мельникова»?! Не от того ли он глубже и органичнее многих других «прочел» загадочного Вампилова в «Старшем сыне» и «Отпуске в сентябре», «Утиной охоте».

Конечно отсюда замечательная актерская раскованность на съемочной площадке, когда исполнители удивляют самих себя, являются эдакими знакомыми незнакомцами. Например, Олег Даль — Зилов («Отпуск в сентябре»), Станислав Любшин — бульдозерист Федор («Ксения — любимая жена Федора»), Олег Ефрремов — Виктор («Мама вышла замуж»). Евгений Леонов — кларнетист Сарафанов («Старший сын»).

Незабываемые мельниковские женщины, героини его фильмов, выбранные им так, точно они родились для этих ролей, — Штукатурщица Зина, мама неожиданно вышедшая замуж, Люсьены Овчинниковой; Ксения, любимая жена, Аллы Мещеряковой, птичница Александра Людмилы Зайцевой, Агафья Тихоновна, вечная невеста, Светланы Крючковой.

Его персонажами, такими узнаваемыми, простыми, живыми, как чеховскими, можно населить целый город, с пригородами и ближайшими деревнями. Семья, дом эти непременные «участники» мельниковских фильмов были частью большого социального, советского мира. Из него, при всей его прозаичности, режиссер извлекал поэтическое, при всей его бесчеловечности — человеческое. Он крепко держался за современность в сценариях Ю. Клепикова, В. Валуцкого, В. Мережко. Лишь изредка изменяя ей с классикой: ранняя проза Ф. Достоевского — «Чужая жена и муж под кроватью», комедия Н. Гоголя «Женитьба»

Обращение к прошлому в фильме начала 1880-х годов «Две строчки мелким шрифтом» оказалось закономерным. История завладевала вниманием режиссера. Его фильмы 1990-х годов «Царская охота» и «Царевич Алексей» — это екатерининская и петровская Россия. Это жанр исторической костюмной мелодрамы. И если в него всмотреться и вслушаться это тоже «кино Мельникова», где лирик скрывается под маской бытописателя, философа-историка, психолог-жанриста.

1963 День счастья 2-й режиссер
1964 Барбос в гостях у Бобика режиссер
1966 Начальник Чукотки режиссер
1969 Мама вышла замуж режиссер
1970 Семь невест ефрейтора Збруева режиссер
1972 Здравствуй и прощай режиссер
1974 Ксения, любимая жена Федора режиссер
1975 Старший сын режиссер, автор сценария
1977 Женитьба автор сценария, режиссер
1979 Нескладуха худ.рук.
1979 Отпуск в сентябре режиссер, автор сценария
1981 Две строчки мелким шрифтом режиссер, автор сценария
1983 Уникум автор сценария, режиссер
1984 Чужая жена и муж под кроватью режиссер
1985 Выйти замуж за капитана режиссер
1987 Первая встреча, последняя встреча режиссер
1990 Царская охота режиссер
1991 Чича режиссер
1994 Последнее дело Вареного режиссер
1997 Царевич Алексей. Версия автор сценария, режиссер
2000 Луной был полон сад режиссер
2003 Бедный, бедный Павел режиссер

Теги: Отечественные персоналии | Режиссер | Сценарист

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
Трамп заявил о начале перемирия между Ираном и Израилем
Избранное
D-A-D «Speed of Darkness»
«Одно из главных обвинений против Путина — почему он не зачистил "врагов народа" в собственном окружении»
Fetal Decay «The Last Martyrity»
Летная школа «Победа» (ЕР)
«Безобразия обезьян. О бабе Ванге, оспе обезьян и центральном телевидении»
Кошка Сашка посвятила песню памяти нижегородского Метромоста
Созвездие N «Космосом» (интернет-сингл)
ДиДюЛя со струнным квартетом, 10 ноября, «Крокус Сити Холл»
«Будут топить до конца»: дочь у заботливой матери насильно забрали в приют
Янка «Продано!» (CD-переиздание)
Ставропольские металлисты Trust X представили кавер на песню «Группа крови» группы «Кино» в металлической аранжировке
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.