Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ОКРАИНА (1933)
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ОКРАИНА (1933)

«ОКРАИНА», СССР, Межрабпомфильм, 1933, ч/б, 98 мин.

Драма.

По мотивам одноименной повести Константина Финна.

Удивительный этот фильм обычно возникает из небытия, открывается заново, оживает, когда в мировом кино начинается очередной переходный период. Он и создан-то был в переходные времена, когда едва ли не каждый второй фильм оказывался еще и вариантом будущего кинематографа и потому новаторство — новый взгляд на традиционный материал — ощущалось острее. С одной стороны, «Окраина» — прощальный всплеск популярного мифа о мировой революции и пролетарской солидарности. Тогда было выпущено десятка два картин на эту тему, все они быстро канули в Лету не только из-за скороспелости своей, но прежде всего потому, что миф об Отечестве мирового пролетариата сменился мифом о многонациональной социалистической державе. Державе же был необходим новый — державный эпос. Эпосу требовался Герой, персонифицирующий всю мощь Державы, отделяюший от мрака свет. Мрак — это дореволюционное прошлое. Свет — это революция, породившая Державу. Борис Барнет, чтимый современниками прежде всего как комедиограф, мастер создания уникально органичных характеров, поразил в «Окраине» трагедийной силой. Кадры мировой войны потрясли, притом что в них как раз наиболее отчетливо просматривалась традиция. Апокалипсически обнаженные, лишенные даже намека на жизнь пространства возникли уже и в «Конце Санкт-Петербурга» Пудовкина, и в «Звенигоре» Довженко. Но в «Окраине» на этих пространствах гибли люди, чью «теплокровность» (В. Шкловский) уже в полной мере успел ощутить зритель. Безличная воля истории вырывала их из худо-бедно налаженного быта, которого предшествующие классические персонажи не имели.

У героев Довженко — природное бытие, из которого их раз за разом безжалостно вырывали. У пудовкинского Парня — руины отчего дома, покинутого навсегда. Окраина героев Барнета — единый живой организм, ведущий где-то на периферии Большой Истории блаженное полурастительное существование.

Недаром мир фильма заселен преимущественно еще почти детьми и уже почти детьми — все персонажи несут в себе неистребимую растительную детскость и с ней — уникальную слитность, семейственность, домовитость. И профессия у всего рода одна и та же — сапожники. Все шьют сапоги и это переходит от отца к сыну, почему родство по профессии оказывается едва ли не символом кровного родства. В скудости быта проглядывается какая-то внутренняя предельная обжитость, каждый предмет обихода превращая в члена семейства. Так что, деловито скатывая свои постели в дорогу на фронт, юные братья Кадкины, как улитки, взваливают на плечи дом — или хотя бы часть его.

И все же эта провинциальная нищенская идиллия отдает горьким привкусом какого-то метафизического сиротства, роднящего героев «Окраины» с персонажами еще одного современного Барнета — Андрея Платонова. Все семьи тут — без матерей. Все не защищены, уязвимы, маются не понятной им тоской по смыслу существования. Вторжение в этот мир Большой истории — катастрофа. В фильме она — начало, прежде всего расчленяющее, разрушающее это элементарное, едва ли не физиологическое единство. Она отбирает у стариков сыновей, она разъединяет друзей, она требует крови и смерти. И потому все происходящее затем в фильме (и происходившее по ведомству «пролетарской солидарности») на самом деле поражает опять-таки поистине физиологической энергией, с которой живая жизнь тянется к единству. Будто разрезанные части тянутся одна к другой, чтобы вновь срастись в единое целое. Так тянет друг к другу юных солдат Кольку Кадкина и Мюллера-третьего, обнаруживающих себя живыми после артобстрела.

Но в том и состоит вся неописуемая прелесть фильма, что существует он поверх любой предлагаемой ему логики и людей в нем тянет друг к другу тоже поверх всей логики, просто потому, что они — люди. Потому что они — живы. И жизнь в «Окраине» права не потому, что она хороша (или плоха), а потому что она — жизнь. Точно так же смерть не права, потому что она смерть, и нежелание младшего Кадкина идти в атаку не на секунду не оспаривается. Оно — естественно. Своим вторжением на окраину история задает ей долгожданный смысл, цель — соединиться вновь. Так происходит там революция — все герои соединяются вновь. В этот момент оживает старший из братьев Кадкиных, расстрелянный за то, что не хотел воевать и читал «Окопную правду». Как правило в этих случаях большевики не падали под пулями, символизируя несокрушимость класса. Здесь же расстрелянный открывает глаза и выдыхает: «Да не суетесь ты. Сейчас встану. — И добавляет, улыбнувшись: — Вот запарка-то». Так не воскресают, если понимать под воскресением возрождение в новом качестве. Так оживают на уровне биологическом, так оживает весной трава, пробиваясь сквозь землю, так оживают деревья. Здесь просто возрождается жизнь. Потому что все наконец воссоединились, слились в единое целое и тем самым преодолели Большую Историю, ее расчленяющую, разъединяющую силу. Жизнь победила смерть.

В ролях: Сергей Комаров, Елена Кузьмина, Роберт Эрдман, Александр Чистяков, Николай Боголюбов, Николай Крючков, Александр Ермаков, Николай Акимов, Михаил Жаров, Михаил Яншин, Ганс Клеринг, Андрей Файт, Даниил Введенский, Владимир Уральский.

Режиссер: Борис Барнет.

Авторы сценария: Константин Финн, Борис Барнет.

Операторы: Михаил Кириллов, Андрей Спиридонов.

Художник-постановщик: Сергей Козловский.

Композитор: Сергей Василенко.

Звукорежиссеры: Леонид Оболенский, Николай Озорнов.

Кубок МКФ в Венеции-34 за лучшую программу, представленную государством на фестивале («Веселые ребята», «Гроза», «Петербургская ночь», «Иван», «Окраина», «Новый Гулливер», «Пышка», «Три песни о Ленине», «Челюскин», «Парад физкультуры в Москве», «Снежный марш»).

Теги: Драмы | Межрабпом | Отечественные фильмы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Могут и должны
Трамп заявил о планах устроить России «маленький сюрприз»
Почему сделка России и США состоится не сейчас
В Россию планируется привлечь 1 млн трудовых мигрантов из Индии
Избранное
Советская нация и право на воссоединение
Экологические аспекты транспортных сервисов: влияние на рынок такси
«Именно в Донбассе стало понятно, что Запад поддержит любого, кто выступает против России, вне зависимости от его идеологических воззрений»
Манекены feat. Наконечный «Крылья» (интернет-сингл)
Лидер «Конца Фильма» нашел достойную альтернативу новогоднему снегу
DISCOREZKа «Простуда»
«Советский мир являл собой индустриально-развитое общество, где главенствовали технические науки, а первым предметом в школьной иерархии значилась математика»
«Президентские выборы в Белоруссии продемонстрировали нечто запредельное – голосование при введенных в столицу армейских частях»
«Казнить нельзя помиловать»: убийство семьи в Хакасии и выход на свободу приговоренных к смертной казни
На RAW Fest нашли русский аналог еврейскому аду
«Горшенев» добился культурного шока своим симфоническим концертом
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.