Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Музыка → Энциклопедия → БЛЭЙКИ АРТ//BLAKEY ART
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

БЛЭЙКИ АРТ//BLAKEY ART


Арт Блэйки в молодости.


Арт Блейки во время выступления.

 


Арт Блэйки.

 

БЛЭЙКИ АРТ (Blakey Art) (исламское имя Абдулла Ибн Бухайна) (11 октября 1919, Питтсбург, Пенсильвания — 1990), американский джазовый музыкант (ударник), руководитель ансамбля.

Музыкой начал заниматься в школе вопреки воле отца, бизнесмена, посещал уроки фортепиано. С 1936 стал выступать как пианист в клубах, однако по совету друзей перешел на ударные инструменты. Играл в оркестре Флетчера Хендерсона (1939), Мэри Лу Уильямс (1940), затем в течение года с собственным бэндом в Бостоне. В 1944—47 работал по ангажементу в оркестре Билли Экстайна (в одно время с «Диззи» Гиллеспи, «Фэтсом» Нaвappo, Майлсом Дэвисом, Декстером Гордоном, Чарли Паркером, Сарой Вон). В 1948 организовал ансамбль MESSENGERS, который вскоре распался, несмотря на участие талантливых музыкантов (Кенни Дорхэма, Сахиба Шихаба, Уолтера Бишопа-младшего). Сотрудничал с Лакки Миллиндером (1949). Поиски самостоятельного пути побудили его отправиться к истокам джаза — в Африку (Золотой Берег, Нигерия), где он изучал местные музыкальные культуры, африканские ритмы, традиционную технику игры на ударных инструментах. Проявил также интерес к арабской и индийской музыке. Испытал влияние ислама, принял мусульманское имя. В 1951—53 был членом квартета «Бадди» Де Франко, выступал с Хорэсом Сильвером в нью-йоркском клубе Birdland, участвовал в студийной работе трио Пола Блея (вместе с Чарли Мингусом), ансамблем Телониуса Монка (поддерживал творческие контакты с ним вплоть до 70-х годов, играл с ним в квинтете, септете — вместе с Джоном Колтрейном, Коулменом Хокинсом, Джиджи Грайсом, а также в трио с басистом Элом Маккиббоном). Наибольшей известности достиг со своим ансамблем JAZZ MESSENGERS (основан в 1955 как квинтет, в 1962 расширен до секстета), которым руководил на протяжении многих лет.

В конце 70-х годов членом ансамбля был трубач Валерий Пономарев из Москвы, эмигрировавший в США. Группа много гастролировала в Европе, Японии, выступала на различных джаз-фестивалях (в том числе ньюпортских). Кроме упомянутых музыкантов с Блэйки сотрудничали «Кэннонболл» Эддерли, Гэри Барц, Джордж Адамс, Джеймс «Блад» Алмер, Рэнди Бреккер, Стаффорд Джеймс и другие. Записи: с Б. Экстайном, Т. Монком, Д. Гордоном, Джином Аммонсом, Милтом Джексоном, X. Сильвером, М. Дэвисом, «Бадди» Де Франко, «Зутом» Симсом, Кенни Дрю, Кларком Терри, Доналдом Бердом, Ли Морганом, Фредди Хаббардом, Уэйном Шортером, Кейтом Джарретом, «Сонни» Ститом, Мак-Коем Тайнером, Джимми Смитом, Клиффордом Брауном, Гидом Фуллером, «Диззи» Гиллеспи, «Фэтсом» Наварро, «Сонни» Роллинсом, Максом Роучем.


Арт Блэйки.

Признан одним из самых значительных музыкантов в истории джаза. Вместе с Максом Роучем и Кенни Кларком входит в число ведущих исполнителей на ударных инструментах в модерн-джазе. Прошел школу свинга, но в дальнейшем придерживался ориентации прежде всего на бибоп и хард-боп (до последнего времени). Внес свой вклад в развитие кул-джаза (например, в составе комбо М. Дэвиса). Вслед за X. Сильвером и не без его влияния стал активным сторонником соул-фанк стиля. Постоянно стремился к расширению границ стилевой сферы хард-бопа, к обновлению и совершенствованию своей исполнительской манеры. Достиг высокого уровня виртуозного мастерства, максимальной свободы выражения в импровизации. Одним из первых вывел ударные инструменты за рамки фоновой «аккомпанирующей» функции и регулярной метрической пульсации, вступая в органичное взаимодействие с мелодическими инструментами ансамбля. Яркий представитель традиций хот-джаза, склонный к проявлениям экстремального динамизма, мощным нагнетаниям ритмического напряжения, неожиданным «вспышкам», «взрывам» энергии. Широко использовал сложные полиритмические наложения, разнообразные формы перекрестной ритмики, временные смещения, сжатия, расширения тех или иных ритмических формул, стомпинг-эффекты. Продемонстрировал в соло и брейках способность ударных инструментов выступать не только в ритмической, но и в мелодической функции, самостоятельно осуществлять разработку тематического материала. Из музыкантов бопа наиболее близок к нему по концепции М. Роуч и Элвин Джонс. Интересны эксперименты Блэйки с африканскими и кубинскими ударными инструментами и ритмами, которые он начал еще в 50-е годы (афро-джаз, афро-кубинский джаз, лэйтин-джаз). Выступал в дуэте с кубинцем Сабу Мартинесом (перкуссия), с африканским барабанщиками (например, LP Orgy InRhythm, 1967). Эти опыты были продолжены в 70-е годы Максом Роучем с его ударным ансамблем MBOOM RE, где число исполнителей на ударных инструментах также могло доходить до девяти человек. Являлся «стар-мэйкером», первооткрывателем многих талантов и звезд, которые прошли в его ансамбле настоящую школу джазового мастерства.

Валерий Озеров


Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Выступление Владимира Путина на ПМЭФ-2025. Главные заявления
Глава Минюста предложил принудительно «вправлять мозги» желающим развестись
Делегация «Талибана» на ПМЭФ договорилась ввезти в Россию 1000 специалистов
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Избранное
Юристы «Конкорда» поблагодарили Шевченко за выявление недостоверных данных в «Википедии»
MOSKWITCH и Аффинаж «Духота» (интернет-сингл)
Глеб Самойлов вернул золотой состав The Matrixx ради «Треша»
За что они ненавидят Ленина
Ковид все спишет: смерть 13-ти больных из-за недостатка кислорода пытаются замолчать
QUEENtet Сергея Мазаева «Русская сказка»
Алекс Керви и Александр Аронов «Torff» (компакт-кассета)
Владимир Путин. Лидер без стратегии и идеологии
ТОП-3 модели лучших беспроводных наушников 2022
Погодные условия не помеха: в российской армии проходят занятия по боевой подготовке
Виталий Дубинин «Русский сон» (первое издание на CD для внутреннего пользования)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.