Абсолютный эксклюзив – некоторые скандальные подробности, вроде разгрома гостиниц на гастролях и выходов на сцену...

Именно Сергей Курехин стал первым советским андеграундным музыкантом, выпустившим пластинку на Западе.
Книг о рок-музыке в России становится все больше и больше. разобраться в них бывает порою непросто, даже если речь идет об одном и том же, но весьма плодовитом авторе. Кажется, никто еще не догадался составить из музыкальных биографий из цикла non fiction собрание сочинений. Издательство Metamorphoses выпустило пять ранее выходивших уже книг Алексанра Кушнира именно в таком виде. Монографии об Илье Кормильцеве, Майке Науменко и Сергее Курехине, а также монументальные «100 магнитоальбомов русского рока» и «Хедлайнеры» выглядят, конечно, теперь не так красочно, как раньше. Однако их легко поставить рядом на полку и не жалко и не тяжело таскать с собой в сумке для чтения в общественном транспорте или во время путешествий.
Многие наверняка начнут знакомства с этим пятитомником (книги, к слову, можно приобрести и по отдельности) с монументального труда о Сергее Курехине «Безумная механика русского рока». В 90-е казалось, что имя Капитана, как звали композитора друзья, уже вписано золотыми буквами в историю русской культуры, потому что он был личностью возрожденческого типа, поднаторел во многих сферах и небезуспешно пытался объять необъятное. Но, как гласит предисловие к книге, уже в нулевых студенты Кушнира понятия не имели, кто такой Курехин. Это и побудило автора написать данную книгу.
Между тем, именно Сергей Курехин стал первым советским андеграундным музыкантом, выпустившим пластинку на Западе. Было это задолго до падения «железного занавеса» - в 1981 году в Великобритании. История фортепианного инструментального альбома «The Ways of Freedom» описана очень ярко: композитор переправил джазовому издателю Лео Фейгину в Великобританию материал, позволив менять порядок песен, но оставив трек-лист с диссидентскими отсылками к «Архипелагу ГУЛАГ» Александра Солженицыну. Вскоре Курехин получил авторские экземпляры — и ничего ему за это даже не было от КГБ!
Создатель «Поп-Механики» был весь соткан из противоречий, что великолепно прослеживается в книге. При всей своей любви к ломке канонов, он явно тяготел к традиционализму и православию, неустанно рыскал по букинистическим лавкам Питера в поисках редких трудов русских религиозных философов и зачитывался программным произведением столь же разностороннего, как и он сам, Павла Флоренского «Столп и утверждение истины». Сергей Курехин мечтал передать музыкальными средствами квинтэсенцию изысканий русских православных мистиков. Дух захватывает, какое сокровище мы могли бы получить, если бы это ему удалось. А, может быть, он и осуществил свой грандиозный проект, да только мы в силу своей ограниченности никак этого не поймем? Считал же Курехин «Воробьиную ораторию» серьезным альбомом, нацеленным на спасение скандинавских птичек, тогда как все вокруг считали это очередной интеллектуальной провокацией и издевательством.
Таким же издевательством считали многие обращение Курехина к идеалам НБП* на закате его жизни. К чести Александра Кушнира, в книге эта профанная точка зрения не поддерживается, а воззрения Курехина выводятся из его быстрого разочарования в постсоциалистическом обществе. Печально, что от Капитану объявили бойкот уже в те дни, когда он лежал в клинике в безнадежном состоянии. Но книга Александр Кушнир и его «Безумная механика русского рока» восстанавливают историческую справедливость.
* Национал-большевистская партия — запрещенная в РФ организация
Комментарии читателей Оставить комментарий