Замедляется рост сферы ИТ-услуг

Ученые Центра конъюнктурных исследований ВШЭ отмечают, что деловой климат, сформировавшийся в первой половине текущего года, оказался достаточно успешным для большинства российских интеграторов ИТ–услуг. В частности, баланс оценок экономического положения предприятий отрасли по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. сохранил положительное значение, составив +1%. При этом большинство респондентов (68%) вновь сочли сложившийся уровень экономического положения в своих компаниях «нормальным».
Однако на результаты экономической деятельности компаний оказали влияние конъюнктурные колебания базовых отраслей экономики страны. В частности, ухудшение экономической ситуации на мировых рынках в начале 2012 г. и, как следствие неопределенность на внутреннем рынке, затормозили планы реализации ИТ-проектов на государственных предприятиях и в частных компаниях. Если прошлый год можно характеризовать как «реанимационный период после кризиса», то январь - июнь 2012 г. следует считать в лучшем случае периодом «закрепления достигнутых успехов».
Общей тенденцией для заказчиков и поставщиков ИТ–услуг стало повышение эффективности затрат и поиск инструментов их оптимизации, а также освоение дополнительных перспективных направлений развития. Продолжая исключать непрофильные и низкоприбыльные направления деятельности из структуры своего бизнеса, ИТ–компании пытались закрепить повышенные требования к интеграции услуг. Более четким стал фокус на удовлетворение прагматичных потребностей клиентов, оперативность принятия решений.
Участники исследования считают, что нынешний сложный период позволил многим заказчикам глубже понять степень зависимости эффективности своего бизнеса от ИТ–услуг. Так, потребители стали проявлять все больший интерес к «облачным вычислениям». Эта концепция отвечает стремительно меняющимся требованиям нового времени и обеспечивает максимальные технические и экономические показатели, позволяя использовать малозатратные способы воплощения бизнес–идей.
Одной из явных позитивных тенденций в первом полугодии стала реализация накопившегося в кризисный и восстановительный период отложенного спроса на продукцию ИТ–индустрии. Это способствовало не только «расконсервированию» некоторых приостановленных крупных проектов, но и началу новых.
Положительные изменения спросовой ситуации и экономического положения компаний позволили сохранить тенденцию роста Индекса предпринимательской уверенности. Он рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения компаний в текущем полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующие шесть месяцев; в процентах
Главный индикатор, характеризующий состояние делового климата в сфере ИТ-услуг, в январе – июне текущего года остался в положительной зоне и составил +7 (против +8% в соответствующем периоде 2011 г.).
К числу барьеров, тормозящих развитие компаний, топ-менеджеры отнесли, в первую очередь, финансовую составляющую, которая вобрала в себя целый спектр трудностей: налоговый прессинг, недостаток финансовых средств, неплатежеспособность потенциальных клиентов, высокую стоимость аппаратных средств и программного обеспечения, средств и услуг связи.
Уже традиционной стала проблема дефицита квалифицированного персонала, на которую жаловался каждый третий участник опроса Росстата.
К специфическим сложностям российской сферы ИТ-услуг можно отнести недо-статочную сегментацию рынка. Отрасль еще находится в стадии становления, и многие сегменты, выделяемые общепринятыми международными классификациями, пока не сформированы. Например, большинство компаний, занимающихся системной интеграцией, зачастую попутно устанавливают клиентам аппаратно-техническое и программное обеспечение, а впоследствии оказывают услуги по поддержанию функционирования системы.
Из-за отсутствия специализации, давно уже существующей на рынках развитых стран, универсальные российские компании зачастую не способны достичь максимальной эффективности в каждом из сегментов рынка.
Кроме того, сервисный характер деятельности ИТ–компаний и чрезвычайная зависимость от внешнего фона предопределили снижение темпов инвестиционной активности предприятий. Заказчики из отраслей, проявляющих наибольшую заинтересованность в ИТ–услугах (прежде всего, банковского сектора, ритейла, телекоммуникаций, страхования), были весьма осторожны и не спешили резко форсировать инвестиционные проекты, в том числе, связанные с ИТ.
В результате, к негативным трендам в отрасли прибавилось снижение инвестиционной активности. Большинство руководителей компаний по–прежнему не стремились увеличивать свои расходы на развитие бизнеса. Лишь 8% респондентов указали на увеличение инвестиционной деятельности, связанной с ИТ.
Прогнозные оценки опрошенных представителей директорского корпуса относительно дальнейших инвестиционных намерений показывают, что в краткосрочной перспективе в их портфеле вряд ли окажутся новые масштабные инвестиционные программы. В ближайшее время, скорее всего, будут завершаться только крупные ИТ–проекты, позволяющие оперативно и с небольшими затратами наращивать информационные ресурсы.
Серьезным фактором поддержки роста российской ИТ-индустрии, по мнению директора Центра конъюнктурных исследований «Вышки» Георгия Остапковича, может стать реализация курса на модернизацию экономки и развитие программ информатизации, как в частных, так и государственных структурах. Однако основная фаза устойчивого роста сектора ИТ–услуг придется на период относительной макроэкономической стабильности, когда большинство топ-менеджеров компаний избавятся от антикризисного формата мышления и начнут наращивать технологический фундамент для нужд своего бизнеса.
Комментарии читателей Оставить комментарий