Деньги бегут из России все быстрее

После чего пришли к выводу, что объявляемая сумма этого оттока завышена минимум вдвое. Но и новая методика от Ernst&Young показывает, что четыре года подряд бегство денег ускоряется.
Ученые доказывают, что применяемая ЦБ РФ формула несовершенна. В общем, с этим согласны и два вечных спорщика по многим вопросам – Минфин и Минэкономразвития.
Другое дело, какие выводы делаются из полученных данных. «Интерфакс», к примеру, цитирует слова гендиректора РФПИ (Российский Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ), 100% дочерняя организация Внешэкономбанка) Кирилла Дмитриева о том, что гигантский отток из России – миф.
К. Дмитриев говорит: «Например, на 6 млрд долларов регистрируется покупка воздушных судов в иностранных юрисдикциях, но они контролируются российскими перевозчиками, на них нанимается российский экипаж и используются они в России… По правилам МВФ эти деньги должны считаться инвестицией в страну, однако ЦБ это показывает как отток».
В новом исследование доказывается, что из суммы в 80,5 млрд долларов необходимо вычесть структурирование прямых инвестиций через офшоры (7-9 млрд), поддержку дочерними иностранными банками материнских структур (более 6 млрд), увеличение парка воздушных судов (более 6 млрд), статью «чистые ошибки и пропуски» (9,9 млрд), сделки по слияниям и поглощениям (более 10 млрд). И получается сумма 40,5 млрд долларов - в два раза ниже официальной оценки.
В том числе, эксперты полагают, что неверно ставить знак равенства между движением капитала в офшорные зоны и выводом денег из страны. Потому, говорит «Финмаркету» управляющий партнер по России E&Y Александр Ивлев, что «Практика показывает, что в среднесрочной перспективе средства, выведенные из России, возвращаются в форме инвестиций… например, за 2007-2011 годы из России через офшоры ушло 135,6 млрд долларов, вернулось 113 млрд долларов».
По поводу новых расчетов высказался в радиоинтервью аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков: «Банк России учитывает перевод денег с одного счета на другой по какому-то экономическому признаку. Скажем, перевод российской компании на счет "дочки" в Кипре - это, в принципе, может считаться оттоком капитала, хотя может быть связано с какими-то техническими моментами и не говорит о том, что российская компания бежит со своими деньгами за рубеж, побыстрее вывести активы и закончить бизнес в России».
Все это понимают и признают многие другие эксперты, но они не готовы преисполняться оптимизмом. Например, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев говорит просто: «Как бы мы не считали, это отражает тенденции... Был у нас до 2008 года приток капитала, но сейчас отток. Деньги утекают, утекают очень масштабные. На это, в первую очередь, надо обращать внимание».
Аналитикам давно известно, что большая часть операций не имеет отношения к бегству капитала. Однако те показатели, которые бесспорно отвечают за бегство, стабильно растут уже 4 года.
Комментарии ученых и государственных менеджеров сводятся к тому по сути, что важно не то, куда перемещаются деньги, а то, на какую экономику они в итоге работают. Если не российскую – то нельзя говорить о бегстве.
Вот как комментирует новое исследование замминистра финансов Алексей Моисеев: «Откорректированный показатель не означает, что у нас все хорошо. Цифра все равно остается значительной для российской экономики. Все равно нам надо думать, что сделать, чтобы Россия из страны, откуда капитал уходит и где-то скапливается, стала привлекательной для вложений в национальную экономику… Многие российские компании переросли внутренние рынки и становятся транснациональными. Но большое количество ресурсов, которые зарабатываются в России, не инвестируются, а лежат на депозитах российских компаний в зарубежных банках. Российская финансовая система должна быть удобной для отечественных компаний и граждан для инвестирования в российскую экономику. Сейчас много предлагается: построим валютный забор и никого не будем выпускать. Но если взять российскую экономику и добавить туда все деньги оттока, то у нас моментально вырастут всевозможные пузыри на рынках различных активов. Они будут надуваться и потом схлопываться… Проблема оттока капитала - это проблема эффективности нашей экономической политики. В результате регулирования в текущей институциональной структуре нашей экономики эти деньги в Россию не текут. Людям удобнее работать с английским правом, а не с российским» (цитата по «Финмаркет»).
А Наталья Ханженкова из ЕБРР резюмирует все просто: «Какова бы ни была окончательная цифра оттока капитала из России, главный вопрос - как добиться притока инвестиций. Без этого невозможна ни диверсификация экономики, ни ее качественный рост… Ключевая проблема - улучшение инвестиционного климата в стране. Препятствия для развития бизнеса в России остаются».
Любопытно, что прогнозы по оттоку совпадает и в новом исследовании, и в материалах ЦБ, сделанных по-старому. Александр Ивлев уверил «Финмаркет», что «устойчивая негативная тенденция», которая, согласно новой методике, берет начало с 2007 года, не получит продолжения в 2012 году. Он полагает, что в этом году из России будет вывезено меньше, чем в прошлом. По методике ЦБ получается такой же результат.
С этим не спешат соглашаться многие другие эксперты. Экономисты говорят, что просто пока не разглядели существенного улучшения инвестиционного климата в стране. И опасаются, что получи мы сокращение оттока, так это может означать просто то, что деньги на вывоз заканчиваются.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Деньги помчались на нерест, где их будут ловить ненасытные медведи
Надо уменьшать налоги?
Во всем мире инвестиции налогом не облагается.
Повышенными налогами облагают предметы роскоши.