Евросоюз обрушился на налоговых уклонистов

Читая последние новости из Евросоюза, многие поклонники таланта Владимира Высоцкого наверняка вспомнили эпизод из блистательного фильма «Интервенция»: банда карточных шулеров, пострадавшая от рэкета белогвардейцев, решает выколотить старый должок из гимназиста Жени Ксидиаса, проигравшего в «железку» денежки мамы-банкирши. Мы далеки от мысли сравнивать европейских лидеров со столь малопочтенными персонажами, но одна из их фискальных стратегий сейчас ровно такая же: погряз в долгах – тереби собственных должников и прочих контрагентов, особенно если им некуда деться.
До этой весны, когда выяснилось, что еврозона прочно «зависла» в шестиквартальной рецессии, тема борьбы с налоговыми уклонистами никогда не возглавляла повестку дня европейских саммитов. И вдруг – такой интерес: на прошлой неделе ее подняли Еврогруппа и Экофин, а 22 мая вокруг нее будет строиться форум лидеров ЕС. Вечная мантра брюссельских государственных посиделок – «рабочие места и экономический рост» – на этот раз тоже прозвучит, но скорее по привычке. Хоть и говорят, что «в долгах – не деньги», альянс все же решил, что игра стоит свеч. Если верить апрельскому заявлению «европрезидента» Хермана Ван Ромпея, налоговые недоимки в Евросоюзе близки к триллиону евро. Это семь годовых бюджетов Евросоюза; сумма, вполне сопоставимая с совокупной задолженностью его членов. За 2012 год, вопреки всем мерам экономии, долг ЕС вырос почти на 3% и сейчас превышает 85% – это около 11 триллионов евро.
Для начала Брюссель решил до конца текущего года создать систему обмена финансовой информацией, за которую сейчас особенно ратуют Великобритания и Франция. Она позволит каждой из стран ЕС автоматически получать сведения о том, сколько денег любой из ее граждан заработал в других государствах блока. Соглашение об обмене данными было принято еще в благополучном 2005 году, но с тех пор о нем почти не вспоминали. Тем более что восемь лет назад в документе были оставлены лазейки: европейцы могли не делиться своими доходами от трастовых и прочих фондов, а также от некоторых финансовых инструментов. Теперь эти лазейки перекроют, попутно добив то, что еще осталось в Евросоюзе от банковской тайны и офшоров.
Неслучайно два последних налоговых убежища ЕС, Люксембург и Австрия, на прошлой неделе сорвали обсуждение этого вопроса. Можно ожидать, что в среду их будут «прессовать», учитывая, что пару месяцев назад люксембуржцы принципиально согласились раскрывать сведения о клиентах своих банков. А дожимание Вены особого труда не составит: судя по всему, Евросоюз предложит австрийцам пряник в виде «переходного периода», уже предусмотренный в соглашении 2005 года.
Помимо традиционных и даже солидных банковских убежищ, под ударом окажутся и самые что ни на есть махровые офшоры. Причем Евросоюз, вдохновленный своей кипрской операцией, готов бороться с ними даже за своими пределами, и бороться решительно. В преддверии саммита 22 мая британский премьер Дэвид Кэмерон направил десяти заморским территориям Великобритании грозное письмо с требованием тотальной прозрачности.
Каймановы, Бермудские и Британские Виргинские острова, а также Гибралтар, Ангилья, Монтсеррат, Теркс и Кайкос, Джерси, Гернси и остров Мэн должны будут создать единые реестры всех зарегистрированных там компаний с указанием владельцев. «Нам нужно знать, кто на самом деле владеет или управляет каждой фирмой. Это лежит в основе устремлений Великобритании, которая в рамках G8 ставит перед собой задачу разрушить стену корпоративной секретности», – напомнили на Даунинг-стрит. Доложить о прогрессе островные офшоры должны будут к 15 июня. Для справки: благодаря непрозрачным налоговым режимам заморских территорий годовой объем недоимок в Великобритании достиг 70 миллиардов фунтов, хотя до сих пор Лондон с этим мирился.
Представляется, однако, что борьба за светлое фискальное будущее окажется не слишком удачной мерой для обеспечения стабильного роста в ближайшей перспективе. Как выразился на днях министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, европейские институты всегда реагируют медленнее, чем кто-либо. Решив «причесывать» налоговые режимы, Евросоюз выбрал «игру вдолгую», притом, что тратить деньги он в ближайшее время будет быстрее, чем зарабатывать. На фоне острейшей рецессии Италия и Испания балансируют на грани финансового краха, а в скором времени у европейских сундуков с деньгами может нарисоваться Словения с жалобно протянутой рукой.
Отчасти помочь Евросоюзу могло бы единое ведомство по экономике и финансам, но раз уж оно не было создано изначально, учредить его сейчас будет сложнее, чем одолеть все офшоры разом. Последним, кто о нем вспоминал, был президент Франции Франсуа Олланд, поднявший эту тему на прошлой неделе. В Берлине идею тут же назвали «преждевременной» и, что называется, закрыли тему. Так что теперь европейские лидеры будут напряженно обсуждать неуплаченные налоги. По крайней мере, это принесет хоть какие-то дивиденды хоть когда-нибудь, в отличие от «стимулирования роста», которое за последние полтора года так ничем и не завершилось.
Комментарии читателей Оставить комментарий