Выход из глобального кризиса ищут в России

Организаторы утверждали, что в Северную столицу пригласили около 5000 гостей из 66 стран. В основном это руководители крупных компаний, банков, правительственные чиновники, представители международных финансовых и экономических организаций. Свое участие подтвердили 3400 человек. Приехало несколько меньше, но опоздавших, как известно, лучше встречают. Девиз мероприятия: «Перспективы глобальной экономики – время решительных действий».
Владимир Путин в первый день работы форума провел переговоры с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте, встретился с представителями «деловой двадцатки» (В20), в состав которой входят представители компаний и бизнес-ассоциаций стран – членов G20.
Кроме Рютте, из европейских лидеров на приглашение российского президента откликнулась канцлер Германии Ангела Меркель. Она появится на форуме на второй день в качестве почетного гостя. Ожидается, что в ходе личной встречи Путина и Меркель будут обсуждаться вопросы двухсторонних экономических отношений.
Руководители Евросоюза не приехали. Только генеральный директор ВТО Паскаль Лами решил воспользоваться случаем и утрясти некоторые вопросы членства России в этой организации. В частности, ему по-прежнему не нравится такое отечественное изобретение, как утилизационный сбор при продаже автомобилей.
Весьма разнородный состав участников наводит на мысль о том, что Петербургский форум стал своеобразным светским раутом среди бизнесменов и экономистов, на который приезжают только в том случае, если нет более важных дел.
Например, несостоявшийся кандидат на пост мэра Москвы Михаил Прохоров обещал появиться в Санкт-Петербурге на своем «ё-мобиле». Правда, он оговорился, что это событие пока не следует считать официальной презентацией давно обещанного широкой публике автомобиля.
Самым заметным событием первого дня стало заявление Владимира Путина, сделанное им после переговоров с первым заместителем премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли. Российский президент сообщил, что компания «Роснефть» подготовила контракт на 60 миллиардов долларов о поставках нескольких сот миллионов тонн нефти в Китай. Путин назвал контракт «крупномасштабным и, без всякого преувеличения, беспрецедентным».
Зная, с каким упорством китайцы могут торговаться за каждый баррель и каждый доллар, хочется надеяться, что контракт все же будет подписан.
Высказывания российских чиновников оставляют впечатление, что у них нет единой программы по преодолению спада в отечественной экономике. Есть лишь стремление любыми путями залатать дыры в бюджете и снять с себя личную ответственность, если ситуация будет развиваться по самому худшему сценарию.
Министр экономического развития Андрей Белоусов, который первым заявил о надвигающейся на страну рецессии, видимо, решил взять свои слова обратно или хотя бы смягчить их суровый смысл. Он сообщил, что риски для рецессии сохраняются, но сейчас ее нет. «Общий тренд в том, что картина стала более внятной, но принципиально не изменилась. Определенно можем сказать, что во втором квартале имеем некоторое ускорение роста ВВП. Средний темп роста за апрель-май к соответствующему периоду прошлого года составил 2-2,1%. За январь-май – 1,8%, – отметил министр. – То, что во втором квартале перешагнули планку в 2%, притом, что в первом квартале был 1,6%, – для нас это очень позитивный результат. И он, с нашей точки зрения, ставит точку в дискуссии, есть ли рецессии или нет. При таких темпах рецессии не бывает. Это не рецессия. Хотя темпы очень низкие».
Добрые слова, похожие на застольный тост, произнес Андрей Белоусов в адрес крупнейших российских банков: «Я верю в силу Центрального банка и в силу «Сбербанка» как основу нашей банковской системы, в то, что они будут действовать в едином ключе, и это будет являться залогом экономического роста и процветания. Я уверен, что сегодня ключи от экономического роста находятся в руках Эльвиры Набиуллиной и Германа Грефа».
Эльвира Набиуллина, только вступающая в должность главы Центрального банка России, была осторожна в высказываниях. Она намекнула, что считает возможным смягчение денежно-кредитной политики, но делать это надо аккуратно: «Снижение процентных ставок административными или квазиадминистративными методами приведет к снижению объемов кредитования, так как банки не будут заинтересованы в выдаче кредитов по нерыночным ставкам. Для достижения цели снижения ставок более рыночными способами необходимо смягчить кредитно-денежную политику банка».
Герман Греф на своем заседании провел что-то вроде викторины и предложил собравшимся вопрос: «Кто ответственен за экономический рост в стране?» Более 80% сидящих в зале ответили, что за это в равной степени несут ответственность правительство и Банк России. Более 18,5% посчитали, что часть вины лежит на бизнесе.
Герман Греф высказался и по поводу возможной девальвации курса рубля, о которой в последнее время говорят в Минэкономразвития и Минфине. «Я не думаю, что снижение курса рубля – это однозначно хорошее решение для нашей экономики. Политика Центробанка по поддержанию плавающего валютного курса рубля является оптимальной реакцией на текущую макроэкономическую ситуацию. Любое искусственное давление на рубль является контрпродуктивным», – заявил глава «Сбербанка».
Грефа поддержал и нынешний первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев. Он заявил, что ослабление курса рубля не поможет российской экономике. «Не буду вдаваться в объяснения, почему, просто это по-разному влияет на различные секторы экономики», – подчеркнул Улюкаев.
Громкое заявление сделал министр финансов Антон Силуанов. Он озабочен тем, что президент поставил задачу снизить индексацию тарифов естественных монополий с 15 до 5%, и сейчас необходимо законодательным путем пересмотреть формулу НДПИ на газ. По подсчетам министра, если сделать этого не удастся, то в ближайшие три года бюджет недосчитается поступлений на 52 миллиарда рублей.
На это высказывание тут же отреагировал глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. «Интересное заявление. Бюджет недополучит, а кто-то получит. Я бы на эту формулу посмотрел так, что компании – потребители газа получат эти 52 миллиарда рублей», – отметил Белоусов.
Надо сказать, что основными потребителями газа являются рядовые граждане страны. Они заняты более прозаическими проблемами – как свести концы с концами в семейном бюджете. Для них снижение ежегодных тарифов – сущее благо. Да, общий рост цен, связанный с инфляцией, придется по душе.
По поводу дивидендной политики для госкомпаний Силуанов заявил, что она будет дифференцирована по нескольким показателям. «Мы хотели бы выработать стратегию по каждому из предприятий. У каких-то компаний можно и побольше изъять, у каких-то – 25%, у каких-то компаний можно изъять и по МСФО», – сказал министр финансов. Он сообщил, что ежегодные поступления в бюджет от дивидендов госкомпаний составляют порядка 180 миллиардов рублей.
На второй день форума запланированы десятки круглых столов, конференций, переговоров и личных встреч. По некоторым данным, его организация и проведение обойдутся федеральному бюджету в 48,2 миллиона рублей. Хочется надеяться, что в условиях надвигающегося кризиса эти средства будут потрачены не зря.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Воровской сходняк
Хисамы без ИГА жить не могут
По теме мирового экономического кризиса. Вспомним, что кризис всегда момент истины. Долгое время ультралибералы выдавали экспансию и кабалу западных ценностей и интересов как ветер свободы, несущий процветание и безопасность. Но потенциал этого движения был далеко не безграничен. Более того, в общем-то, правильно утверждая, что фактором развития является конкуренция, они забывали уточнить, что речь идёт исключительно о цивилизованной конкуренции и при этом лишь одном далеко не самодостаточном факторе экономического развития. А далее начались парадоксы либерализма: пиаря правовое государство ультралибералы насмерть стали биться против каких-либо правовых ограничений, по сути, возводя беззаконие в ранг закона; фитишируя права человека, стали отстаивать мнимое право человека на собственную дикость и асоциальный паразитарный образ жизни; вместо тоталитарных доктрин внедрялась монополия доктрины ультралиберального глобализма. Но это же утрата условий цивилизованной конкуренции, ибо в условиях политэкономической монополии она в принципе не возможна. Называть цивилизованной конкуренцией экономическое удушение путём санкций и изоляции, путём агентуры культивирование хаоса и дикости, а под предлогом предельной деградации и потенциальной опасности, используя военную силу учинять расправу над нерадивыми правителями - это верх цинизма и лицемерия. И здесь диагноз: существующий кризис – плод глобального цинизма, без устранения которого кризис неразрешим
Благодаря игу Русь объединилась. Начало этому положили монголо-татары, которые предложили московскому князю Ивану-Калите собирать ясак. Сами они не вмешивались в политику князей и не хотели сами собирать ясак. Ясак был смешной 10 процентов от дохода на содержание ордынского войска. Нам бы такой ясак. Иван мужик был хитрый он обложил ясаком не только русских, но и фино-угор, которые проживали в Московском и других княжествах, объявив их русскими. В результате у него оказалось половина ясака, которые он тратил на строительство Москвы и покупку территорий вокруг Москвы. В результате Русь была объединена под руководством Москвы и сейчас это продолжается, все значимые активы прибирает Москва. Регионы бедствуют.
Любой победит народ который не умеет объединяться. У монголов мы научились объединяться. А то что Русь во время монголо-татарского ига не получила доступа к благам европейской цивилизации т.е Возрождению то монголы не виноваты ,это литовцы нас не пускали тогда в Европу эпохи Возрождения.