]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Бизнес
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Схватка за небо Китая: армия против правительства и бизнеса

11:55 12.08.2013
, Владимир Панов
Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU

Авторитарный строй КНР стал тормозом для самого перспективного в мире рынка авиаперевозок

Китайское экономическое чудо впечатляет человечество тем сильнее, чем более вялым делается рост старых западных экономик. Успехи государственного капитализма в КНР не первый год запускают по деловой прессе волны политэкономического фрондерства: а государственное-то, оказывается, лучше (эффективнее, дешевле) частного! А долгосрочное планирование-то, оказывается, очень полезно! А жесткий контроль над бизнесом-то, оказывается, не вредит! И еще много всевозможных «а оказывается» разной степени спорности можно накопать в самых солидных изданиях, вроде New York Times.

Немало таких свеженьких догм рушится в одночасье, когда вдруг замечаешь, что китайские гении народно-хозяйственного планирования своими руками топят те немногие отрасли, которые еще демонстрируют ежегодный взрывной рост. Одна из них – авиаперевозки. Это рынок, который за двадцать лет вырос почти в 20 раз. Пассажиропоток в воздушном сообщении КНР за восемь лет утроился - до 319 млн человек в 2012 году, и по этому показателю страна вышла на второе место в мире после США. Но всему хорошему однажды приходит конец, и как доказал британский журнал Economist, этот рынок просто обречен на быстрое снижение оборотов: архаичная система управления полетами и инфраструктурой в КНР требует модернизации, которой на горизонте пока не видно.

Наглядный пример - Пекинский аэропорт, второй в мире по пассажиропотоку после американской Атланты. Ежедневно здесь взлетает и садится до 1500 самолетов, и хорошо, если 30% из них не опаздывает. В июле лишь 18% рейсов покидало Пекин вовремя. Это худший показатель в мире, и в любой момент времени воздушный узел набит толпами пассажиров, нередко разгневанных до предела.

Но вот загвоздка: по официальным данным 75% рейсов прибывает-отбывает точно в срок. Секрет прост, как вся китайская статистика: лайнер объявляют вылетевшим, едва он покидает гейт и уходит на рулежку. Только вот после этого он «паркуется» в свободном уголке, и минут тридцать ждет вылета. Пассажирам обычно никаких подробностей не сообщают.

Кажется невероятным, что царство напичканных электроникой «Дримлайнеров» и «Эйрбасов» управляется феодальными методами, которые сделали бы честь Маньчжурской династии. При всей зарегулированности отрасли, у нее не было и нет единого «хозяина». Всем аэродромным хозяйством и прочей инфраструктурой командует Управление гражданской авиации КНР, то есть, правительство. Структура это, понимая нужды рынка, худо-бедно защищает перевозчиков. Но вот небо Китая почти безраздельно принадлежит военным: они контролируют до 80% ее воздушного пространства, и правительству не подчиняются. Летать над мегаполисами и стратегическими объектами армия запрещает строжайше. А учитывая, что как раз восток Китая с его мегаполисами авиаторов и интересует, этот запрет ведет к серьезному перерасходу топлива.

На то, что в КНР ежегодно строятся десятки новых аэропортов, хозяевам небес наплевать с высоты полета «Боинга»: пусть уж перевозчики сами как-нибудь втискиваются в однажды нарезанные для них коридоры. Кстати, о полетах: каждый (!) новый маршрут, пролегающий над территорией страны, нужно утверждать в ВВС Народно-Освободительной Армии Китая, а там удовлетворяют лишь часть заявок. Неудивительно, что перевозчикам приходится полагаться на откаты и «заносы», замечает Economist. Этот бизнес приносит тем больше доходов, что военные любят выдавать временные разрешения на эксплуатацию маршрута. Хотите продлить? «Надо как-то решать вопрос…»

С этой проблемой неразрывно связана еще одна: даже те узкие воздушные коридоры, которые военные нарезают гражданским, используются нерационально. Диспетчеры в Китае так боятся аварий, что могут даже в идеальную погоду развести самолеты километров на 10-15, в тех случаях, когда на Западе хватает и пяти – так в КНР помешаны на безопасности полетов. Пока это приносит плоды, но вот парадокс: летчики жалуются, что вынуждены летать через области непогоды, поскольку власти не разрешают выходить за пределы узких коридоров. Альтернатива сомнительна: отстаиваться в аэропортах, и без того битком набитых. Ни то, ни другое работу авиакомпаниям не облегчает.

Методы регулирования полетов не менялись десятилетиями: как и положено в авторитарной азиатской державе, они зиждутся на палочной дисциплине. Если в США диспетчеров премируют и за работу в крупных авиаузлах, и за отсутствие пробок на взлетках, то их китайских коллег только карают. Их наказывают и за крупные заторы из самолетов, и уж тем более – за авиапроисшествия и ситуации, способные к ним привести. Наказать могут даже за сообщение об инциденте – что называется, по всей цепочке. По той же причине ни один крупный чиновник не спешит вводить тут новые порядки: после первой же аварии на летном поле такой смельчак, по китайским традициям, будет назначен виновным за все, и загремит в лучшем случае отставку, а в худшем - под суд. Риск в китайском госаппарате – вещь почти невозможная.

Подготовка диспетчерских кадров, как, впрочем, и летных, давно отстает от нужд авиаиндустрии. По прогнозу Boeing, в ближайшие двадцать лет Китаю понадобятся 71.300 новых пилотов, которых придется не столько обучать, сколько сманивать. Но во многих азиатских странах сейчас та же проблема, и далеко не факт, что пилоты будут рваться на неспокойную работу в китайских авиакомпаниях, так что вот вам еще один тормоз для развития отрасли.

А тем временем, пытаясь как-то решать «проблему загроможденного неба», гражданские авиационные власти отважились на беспрецедентный, по местным меркам, шаг. В июле Бюро по управлению воздушным сообщением разрешило восьми крупным аэропортам страны выпускать самолеты, даже если в пункте назначения стоит нелетная погода. Со своей стороны, военно-воздушное чиновничество даже намеков на послабления уже много лет не делает.

И немудрено: НОАК – это государство в государстве, и подотчетна она только Коммунистической партии Китая. Рынок бессилен перед косностью и жадностью военных – так же, как и правительство, которое, к слову, могло бы и поактивнее поддерживать авиаторов. Есть единственная точка, в которой сходится их подотчетность, и где пересекаются их ведомственные интересы. Это верхушка компартии во главе с самим председателем КНР Си Цзиньпином. Вот до каких высот придется взлетать авиаперевозчикам, чтобы выбить себе кусок загроможденного китайского неба, и протолкнуть отраслевую – а на самом деле, политическую – реформу. 

Темы: Китай, Борьба за безопасность авиасообщения в мире, Зарубежные авиакомпании, Авиация, Экономика и финансы
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 13.08.2013, 09:34
    Гость: Да

    Зачем китайцам кого-то резать?

    У них отработан другой приём. Просто-напросто запретят браки между некитайцами. То есть либо муж,либо жена - должны быть китайцем или китаянкой. И глава семьи тоже китаец.

    Пара поколений - и все стали китайцами.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 13.08.2013, 01:04
    Гость: Zhangfei

    Кстати, не прочитал твое мнение по обсуждаемои теммои. Здесь не о граматике русского языка говорим.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 13.08.2013, 00:58
    Гость: Zhangfei

    Здесь тема разговора не граматика а другие по-серезные темы. Если вы так озабоченные граматикой, то вам наверное лучше занятса детишками в основных классах. А кстати вам бы так знать моего языка как я знаю вашего.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 13.08.2013, 00:33
    Гость: Игорь

    Может все же русский поучишь, уж больно у тебя с грамотностью проблемы?...и соответственно, не можешь грамотно писать, так и не пиши...двоечник....

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.08.2013, 00:03
    Гость: таксист

    Подпишусь под каждым вашим словом и ещё добавлю. По Америке без опозданий летают только воздушные змеи. Ситуация описанная в статье, когда полный самолёт толпится на взлётке иногда больше часа, абсолютно стандартная ситуация в JFK. Один раз я там сидел час сорок пять.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (26)
]]>
]]>
Выбор читателей
«Курск» был все-таки потоплен «Мемфисом»?
Трамп допустил готовность России к обмену территориями и переговорам
Лукашенко рассказал, почему не помогает России в СВО
Bloomberg узнал о соглашении по Украине перед встречей Путина и Трампа
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Россия и Белоруссия все-таки превращаются в единое государство?
Владимир Кузьмин «Небесное притяжение» (переиздание)
Проект ГОРШЕНЕВ, 13 мая, 1930 Moscow
Morbidity «Live in Irkutsk 2000»
«Дикая армия» Владимира Путина
От горячего питания до упрощенного банкротства: что изменится с 1 сентября
«ГОРШЕНЕВ» (Песни Брата), 19 июля, VK STADIUM
Serious Black «Rise of Akhenaton»
Вячеслав Петкун подготовил детей в школе тематическими анекдотами
«Настоящая пощечина власти и обществу»: более половины молодежи России стремятся за границу на ПМЖ
Кошка Сашка «Звуковой барьер» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.