Дружба с олигархами для российских властей оказалась важнее союза с Белоруссией

Народ и власть в России – две абсолютно параллельные реальности, и развивающийся в эти дни российско-белорусский конфликт вокруг задержания главы «Уралкалия» Владислава Баумгертнера тому ярчайшее свидетельство. В личных блогах и в комментариях к новостям редко встретишь осуждение Лукашенко, в то время как официальные комментарии иначе как раздраженными не назовешь. Москва намекает Минску на некие ответные меры и, кажется, при этом особо не задумывается о последствиях.
На фоне общего тревожного гула особенно выделился вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович. Один из столпов либерального крыла власти даже подготовил специальное сообщение для СМИ, чтобы его слова уж наверняка дошли до Александра Лукашенко. Аркадий Владимирович припомнил братьям-белорусам «грешки» с переработкой российского сырья, когда производимые из него в Белоруссии растворители продавались третьим странам без перевода экспортных пошлин в российский бюджет. Все это время Москва смотрела на это сквозь пальцы, но теперь ситуация изменилась, и, как намекнул Дворкович, со стороны России не исключены серьезные санкции. «Не исключаю, что в случае подтверждения фактов правоохранительными органами будет поставлен вопрос о привлечении лиц к ответственности независимо от их гражданства», – заявил вице-премьер.
Впрочем, куда большее внимание на себя обращает другой пассаж Дворковича: в сложившейся ситуации сторонам надо бы определиться – либо нормализовать отношения, либо «цивилизованно развестись». Что понимается под «цивилизованным разводом», понять несложно; правда, куда сложнее в это поверить. Россию и Белоруссию объединяют рамки Союзного государства и Таможенный союз, но что-то смутно подсказывает, что у г-на Дворковича вовсе не тот статус, чтобы предлагать Минску такие варианты – даже в неофициальной форме. Особая пикантность ситуации в том, что Владимир Путин, если верить кремлевским сплетням, весьма недолюбливает Аркадия Владимировича и при этом весьма лелеет образ Евразийского союза. Не зря же мы бьемся с Европой за Украину, а тут еще какой-то вице-премьер намекает уже Белоруссии, что, в общем-то, не так уж она нам и нужна в рамках каких бы то ни было интеграций. Такая вот, как говаривал Ельцин, загогулина, которая может и боком выйти не в меру откровенным чиновникам.
Тем более что не может не обратить на себя внимания один занимательный факт: и арестованный гендиректор «Уралкалия» Баумгертнер, и основной акционер компании Сулейман Керимов (которого белорусские следователи также мечтают посадить) условно относятся к команде Медведева, а это значит, что как раз Владимир Путин может быть вовсе и не против именно такого развития событий. И уж тем более маловероятным в этом свете видится то, что Кремль решится всерьез портить отношения с Батькой, рискуя при этом не только будущим Евразийским союзом, но и нынешним Таможенным.
Между тем простые обыватели, обделенные властью, но наделенные исторической памятью, в сложившейся битве между Москвой и Минском явно на стороне последнего. И никого при этом не смущает некоторая непатриотичность «антироссийских» высказываний. Что бы ни говорили Дворкович или Онищенко, но представить себе Белоруссию врагом нам как-то очень сложно, да и то, как Лукашенко общается с воротилами крупного бизнеса, думающими исключительно о собственной наживе, вызывает у наших граждан по большей части восхищение с примесью зависти. «У нас бы так».
В беседе с обозревателем KM.RU главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН Сергей Кара-Мурза усомнился в том, что скандал с задержанием в Белоруссии гендиректора «Уралкалия» как-либо качественно отразится на двусторонних отношениях двух братских стран:
– Как показывает опыт всех «торговых» или «газовых» войн, сильного воздействия на двусторонние отношения такого рода конфликты в конечном счете не оказывают. В нашем случае задержание Владислава Баумгертнера в Белоруссии вызвало понятную обеспокоенность российской стороны, но все же это недостаточный повод для серьезных санкций. Сама по себе эта ситуация не повлекла ведь за собой каких-либо фундаментальных расхождений по стратегическим вопросам. И даже во времена Ельцина, определенно куда более сложные, такого рода инциденты не подрывали стратегические отношения между Россией и другими странами.
Тем более если говорить про отношения с Белоруссией, которые для нас принципиально важны, и уж точно не стоит опасаться, что арест топ-менеджера способен им как-либо качественно повредить. Все же совсем не тот масштаб. Для нас же отношения с Белоруссией очень важны, и опасаться, что им может повредить арест российского топ-менеджера, вовсе не стоит. Совсем не тот масштаб.
– Однако вице-премьер Аркадий Дворкович уже высказался в том ключе, что Минск, вероятно, ждут проблемы, если Баумгертнер не выйдет на свободу...
– Дворкович вправе выражать свое мнение, но все же не могу понять, какие у него есть полномочия, чтобы выступать с такого рода заявлениями, угрожать другому государству возможными санкциями. Это исключительная прерогатива нашего президента и, в определенной степени, парламента. Но, насколько я знаю, сам Владимир Путин пока что не высказывал никаких претензий Александру Лукашенко. Думаю, что и парламент не станет принимать отдельный документ по этому делу и как-то высказываться. Вообще могу сказать, что дипломатия – вещь тонкая, и думаю, что на дипломатическом уровне данный инцидент обязательно разрешится.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Проблема в том, что «Уралкалий» и Беларуськалий» со скандалом разорвали свои отношения в июне после того, как своим указом президент Лукашенко разрешил последнему продавать свою продукцию не только через общего трейдера.
_
Чисто коммерческое на первый взгляд дело приобрело политическую окраску. Совершенно понятно, что взят в заложники высокопоставленный менеджер крупной российской компании. Главным является прямое указание российскому крупному бизнесу на правила ведения дел с Белоруссией. Одновременно Кремлю показывается, чтобы не вмешивался и свой бизнес не защищал. Иначе последуют подобные дела.
Вторая проблема состоит в том, что нападки на «Уралкалий» вызваны общим стремительным падением белорусской экономики. Уже длительное время она поддерживается на плаву за счет государственных дотаций. При этом производится низкокачественная и не находящая сбыта продукция. А если вырабатываются товары приемлемого качества, например продукты питания, то в рамках ТС им ставятся всевозможные препятствия, проверки и ограничения. О засилье белорусского молока и мяса в России буквально кричат российские производители и требуют принять меры. Что и делается. Онищенко на страже.
Затоваривание складов стало бичом белорусской промышленности. По данным Белстата, на конец мая 2013 года, складские запасы оценивались в 33,3 трлн белорусских рублей (3,8 млрд долларов), увеличившись с начала года на 1,29 млрд долларов. Нереализованной обуви скопилось 3,7 млн пар. Запасы тракторов, по официальным данным на конец первого полугодия, составили 11,5 тыс. машин (по неофициальным 20 тыс.), что составляет 200% по отношению к среднемесячному объему производства. Сейчас трактор предлагают приобрести на Минском тракторном заводе за 19 тыс. долларов, фактически по бросовой цене.
_
Результат сказывается на бюджете. Как сообщил заместитель министра финансов Белоруссии Максим Ермолович, «По нашим оценкам, в республиканский бюджет недопоступит 9 трлн. рублей (1,02 млрд долларов. — Авт.). В первую очередь это связано со снижением поступлений по налогу на прибыль, ввиду того что прибыль в экономике оставляет желать лучшего».
_
Правительство собирается покрыть дефицит повышением акцизов на топливо. Уже в сентябре их планируется повысить на 30—40%, а это неминуемо приведет к их подорожанию. По оценкам экспертов, на 7—10% минимум. В следующем году акцизы на топливо должны вырасти в 2,5—3 раза.
Президент страны Александр Лукашенко предупредил о сокращении расходов на науку. И обосновал это. «Ученые — умные люди. Должны заработать и себе, и государству». Далее следуют расходы на спорт. Они будут существенно сокращены. «Больше шальных денег в спорте не будет», — заявил президент. Известные спортсмены отметили, что до них шальные деньги и раньше не доходили.
О том насколько сложное экономическое положение иллюстрирует указание Лукашенко оптимизировать военные расходы, сосредоточив их на самых важных направлениях. Сократятся на 20% затраты на содержание чиновников и учителей. В новом сезоне с сентября повышаются тарифы ЖКХ. В стадии обсуждения — введение налога на неработающих.