Шувалов не увидит свои миллионы, но сохранит над ними контроль

Первый заместитель главы российского кабинета министров Игорь Шувалов не раз был героем наших публикаций (раз, два, три), и всякий раз это было связано с понятием «офшор». Заместитель Дмитрия Медведева до последнего противился последним кремлевским веяниям, получившим громкое название «национализация элит», но, похоже, все-таки был вынужден отступить. Ну или сделать вид, что уступает.
Как сообщила газета «Известия», Шувалов передал семейный бизнес в управление компании «ПрофДир». Ее владельцем является Сергей Котляренко, которого с Шуваловым связывают давние деловые отношения. Так, Котляренко руководил офшорной компанией Severin Enterprises Inc., зарегистрированной на Британских Виргинских островах и принадлежавшей жене вице-премьера Ольге Шуваловой; по сути, был ее служащим. Эта компания, кстати, в марте прошлого года оказалась в центре громкого скандала: СМИ выяснили, что на контролируемые ею офшоры было переведено 119 миллионов долларов – Шувалову вернули деньги с процентами, которые бизнесмены ранее брали у него в кредит (50 миллионов долларов).
История, обнародованная американскими СМИ, наделала много шума. А вскоре после нее (это был май 2012 года) Игорь Шувалов заявил, что переведет зарубежные семейные активы в Россию, вверив их судьбу «слепому трасту». Последний представляет собой систему управления, когда владелец активов не ведает, что с ними творит управляющий (заранее предполагается, что тот добросовестный), а лишь получает с них прибыль. При такой схеме никто в будущем не смог бы усомниться в чистоте доходов бенефициара траста.
Но в дальнейшем все оказалось совсем не так. Понятие «слепой траст» в нашем законодательстве отсутствует, поэтому терять контроль над активами оказалось совсем не обязательно. Эксперты утверждают, что формально чиновник-мультимиллионер выполнил все требования закона – вручил бразды правления своей собственностью сторонней компании. А дружеские связи с ее руководителем наше право не запрещает. По этой причине доказать, что семья Шувалова продолжает контролировать свои активы, нельзя.
Как известно, главным добытчиком денег в семье вице-премьера является домохозяйка Ольга Шувалова. В 2008-2010 годах семейная пара заработала в общей сложности более 1,405 миллиарда рублей. При этом основную часть доходов – 1,379 миллиарда рублей – принесла супруга, а доходы самого Игоря Шувалова за три года составили только 26 миллионов рублей.
Как тут не вспомнить поговорку «Хорошая жена мужу венец, а злая – конец»? Каждый бы хотел иметь такую талантливую в бизнесе супругу, да не каждому она достается.
В марте 2012 года газеты The Wall Street Journal и Financial Times опубликовали разоблачительные статьи о сделке компании Sevenkey, зарегистрированной на Багамских островах, в результате которой семья госчиновника предположительно и получила многомиллионную сумму в виде возвращенного кредита с большими процентами. Как выяснилось, Sevenkey принадлежала фирме REGCLIF Business Limited, владела которой компания Severin Enterprises. А учредителем последней была жена вице-премьера Ольга Шувалова. Генеральным директором при ней состоял Сергей Котляренко.
В принципе, сложные системы последовательных владений офшорными фирмами не содержат в себе ничего нового. Иносказательно они описаны еще в сказке про репку: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку и так далее. Здесь главное – оказаться той самой мышкой, которая и управляет на деле «репочным трастом».
Прокурорская проверка, инициированная активисткой «Независимого совета по правам человека» (специализируется на жалобах в ЕСПЧ) Натальей Пелевиной, не выявила в сделке коррупционной составляющей. «Генпрокуратура якобы провела проверку законности получения денег, однако нам сообщили только, что нарушений нет. С самими документами проверки знакомить отказались – под предлогом, что это личная информация госчиновника», – рассказала Пелевина.
Но вернемся к сегодняшнему дню. Чтобы вписаться в требования закона о запрете чиновникам и членам их семей иметь зарубежные активы, чета Шуваловых применила следующую схему. Она учредила компанию с символичным названием «Открытые активы» (уставный капитал – 100 000 рублей). По уставу она будет заниматься «капиталовложениями в ценные бумаги, собственность» и «финансовым посредничеством». Руководство ее деятельностью возложено на «Управляющую организацию «ПрофДир», которой владеет Сергей Котляренко.
На лаконичном сайте «ПрофДир» говорится, что компания «оказывает частным и юридическим лицам фидуциарные (от латинского fiducia – доверительный) услуги, услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также выполняет функции единоличного исполнительного органа». При этом клиент фирмы не теряет контроль над своей фирмой.
«Обычно не принято назначать в офшорную компанию в качестве единоличного директора налогового резидента Российской Федерации, поскольку это может повлечь ряд налоговых рисков, – говорит Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group. – Такое назначение может свидетельствовать о желании бенефициара сохранять максимально высокий уровень контроля над активами офшорной компании».
В компании «ПрофДир» газете подтвердили, что фирма управляет активами Шуваловых, однако соединить с ее владельцем отказались. Как заявила помощница Котляренко Светлана, ее шеф не намерен обсуждать с посторонними людьми дела своих клиентов. «Что касается самого понятия «слепой траст», то в российском законодательстве такого вообще не существует, – поведала она. – Почему Шувалов передал управление компанией «Открытые активы» именно нам – спрашивайте у Шувалова».
Газета спросила у Александра Мачевского, представителя Игоря Шувалова, и тот сообщил, что вице-премьер поступил в соответствии с российским законодательством и претензий к нему нет. «Игорь Иванович уже перевел все активы в Россию, все имущество зарегистрировано в его налоговых декларациях в соответствии с законом. Вся информация об этом уже представлена и всегда предоставлялась налоговым и контрольным органам», – заявил Мачевский. При этом он отказался пояснить, каким образом осуществлялся перевод активов и как это теперь функционирует.
По идее, все деньги четы Шуваловых теперь должны храниться на счетах в российских банках, а компании типа Severin на далеких островах быть закрыты или проданы. Иначе что это будет за перевод?..
Комментарии читателей Оставить комментарий
Какая неприятная ситуация получается с этими зарубежными активами - ведь у среднего класса их нет, про бедняков вообще молчу.То есть пока население готовят к «затягиванию поясов», владельцы крупных состояний усиливают активность в реализации офшорных схем, приумножая свои и без того несметные богатства, находящиеся вне России и не работающие на ее экономику. Слышал, что партия СР предлагает ввести 20% налог на выводимые из страны денежные средства. Этот налог уменьшил бы масштабы бегства капиталов, стимулировал бы их работать в России, создавать новые производства, платить налоги внутри страны. А стало быть, и казна получила бы столь необходимый прибыток. Миронов так говорит - Вместо этого либерал-монетаристы ищут оправдания сложившейся практике: мол, вывод капитала – «естественный процесс», который ограничивать нельзя. На самом деле, суть вовсе не в неких экономических материях. Просто наша, так называемая «офшорная аристократия» за многие годы привыкла вести себя абсолютно паразитически и не хочет никаких перемен, которые могли бы помешать им делать это.
когда путен говорит - хватит воровать, на языке чиновников это означает прямо противоположное - воруйте быстрей пока я ещё вас могу прикрыть...
Под суд шувалова и всех ему подобных!
У нас богатейшее правительство в мире,почему же мы такие нищие?Почему этот вопрос не поднят в правительстве?
трудом богатства - это ладно. Нам бы Шувалова не видеть.