Россия подкрепила претензии на Арктику военной силой
Старого доброго русского медведя в ушанке и с АК-47, которым карикатуристы по сию пору пугают читателей иностранных газет, впору из бурого делать белым. Полярным. Когда Россия решила восстановить военную базу на Новосибирских островах в Северном Ледовитом океане и направила туда внушительную группу кораблей Северного флота, за рубежом принялись гадать, что бы это такое значило. Одной из первых отреагировала американская Christian Science Monitor, сделав тревожный вывод: «Русский флот возвращается в Арктику. Навсегда».
Тревога, сквозящая в заметке солидного издания, понятна. Ведь еще три года назад Владимир Путин настоятельно требовал сохранить Арктику в качестве «зоны мира». Теперь с «миром» покончено. Базу на Новосибирских островах Москва забросила в 1993 году, и вот теперь снова открывает там корабельную стоянку и аэродром – с шумом и помпой, с атомным крейсером «Петром Великим», так, чтобы нашу программу постоянного военного присутствия в Арктике увидели на Западе.
Заметив, что «русский флот» из Арктики, в общем, никуда и не девался, рассмотрим все же этот арктический поход попристальнее – через призму российских задач и интересов, а также последних тенденций в освоении Севера.
О ценности Арктики для всех, кто ее окружает и населяет, много можно не говорить. Это не только всевозможные руды и четверть неосвоенных мировых залежей углеводородов, но и Северный морской путь, короткая дорога из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Российская экспансия в Арктику на период до 2020 года определяется главным образом внешнеполитической доктриной РФ и «Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности». Будет желание – почитайте.
Если первый документ, как ему и положено, отделывается дипломатичным расшаркиванием и обещаниями «поступательного взаимодействия» и «укрепления сотрудничества», то второй конкретнее и серьезнее. Из него следует, что мы намерены не просто качать нефть и газ на арктическом шельфе и из-под вечной мерзлоты, а что-то еще и развивать.
Вот, к примеру, одна из основных задач: «развитие единой Арктической транспортной системы Российской Федерации в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть». Помимо аэропортов и оптоволоконных сетей вдоль всего СМП, предполагается еще и «развитие инфраструктуры Северного морского пути и флота, в том числе ледокольного, для решения задач транспортного обеспечения арктических районов, а также евразийского транзита».
Прописано там и много чего другого – от прироста населения и экономического развития до увеличения доли Арктики в общем объеме российских инноваций (!) и бережного сохранения всевозможных краснокнижных тварюшек.
Поскольку наша арктическая доктрина строится вокруг Севморпути, посмотрим, что у нас с его инфраструктурой и как мы будем ее развивать. Альфа и омега здесь – морской транспорт, и в первую очередь ледоколы. Россия располагает самым мощным в мире ледокольным флотом из шести судов, хотя активно трудятся из них только четыре. Правда, все они атомные. В 2017 году встанут на прикол рабочие лошадки Севморпути «Таймыр» и «Вайгач». В 2020 году – «Ямал», которому, правда, могут продлить службу года на четыре (если, конечно, отремонтируют). И к 2021 году, до которого прописана наша арктическая стратегия, в строю гарантированно останется только один ледокол, пусть и самый большой в мире – «50 лет Победы».
Нельзя сказать, что здесь не делается совсем ничего. На строительство двух атомных ледоколов выделено 86 миллиардов рублей, а всего к 2021 году планируется построить три атомника (в 2017, 2019 и 2020 годах). Но даже если корабелы уложатся в сроки, в чем есть сомнения (треть ледокольного флота нам построила финская «Вяртсиля»), речь будет идти в лучшем случае о поддержании численности ледокольного флота, а не о его развитии.
У соседей, правда, проблем тоже хватает. Атомного ледокольного флота ни у кого из них вообще нет, да и с обычным туговато, но они не стоят на месте. США подумывают о закладке сразу 6-7 ледоколов, тяжелых и полегче: пока что во льдах Америки трудится всего один, а второй стоит на ремонте. Канада в ближайшее время построит только один ледокол (в 2017 году), чтобы поддерживать ледокольный флот в составе шести судов.
Но у Канады и США нет Севморпути, который требуется сделать круглогодично действующим и который будет коммерчески целесообразным, лишь обеспечив перевозку 12 миллионов тонн грузов в год. Сейчас этот объем втрое меньше, и России не удастся наращивать его круглый год посредством двух-трех ледоколов, которые с 2017 года будут работать у нас в любой момент времени. Судов других классов понадобятся вообще сотни: один только Росгидромет требует их 107 штук, а обеспечение судами шельфовых проектов к 2030 году потребует 6,5 триллиона рублей. Напомните, это не в России недавно принялись кромсать бюджет на 5%?..
О каком-либо инновационном, промышленном и социальном развитии Арктики всерьез можно вообще не говорить: это задача, по размаху и затратам сопоставимая с полетом человека на Марс. Каждому, кто ходил по русскому Заполярью и любит эти края, бросаются в глаза прежде всего нарастающая разруха, обезлюживание и хищнический характер «добычи» ресурсов – от углеводородов до леса и руд. Провозглашать задачи социального развития арктических регионов можно сколько угодно, но в условиях, когда экономика замедляется, а правительство сокращает (явно не в последний раз) бюджет, системное развитие чего бы то ни было вряд ли возможно. В лучшем случае мы будем осваивать Север привычным вахтовым методом и с привычным нефтегазовым перекосом. До сих пор нет ни структуры, которая взяла бы на себя развитие Арктики, ни отдельного «арктического бюджета», который полезно было бы утверждать отдельно, как в Америке утверждают военный бюджет. Правда, есть опасения, что при временщиках у власти это будет просто еще одно ведомство, пилящее еще один бюджет.
Набивать Арктику боевыми кораблями остается лишь в случае, если больше ничего полезного с ней невозможно сделать. Если не получается даже удержать территории, которые гораздо ближе и полезнее, чем Новосибирские острова. Все мы помним, как на «ненужном» России участке Баренцева моря, который был подарен Норвегии Дмитрием Медведевым, обнаружились запасы углеводородов в 2 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента. Если мы так собираемся «осваивать» Арктику, то на Западе напрасно тревожатся. Разрекламированный поход кораблей в море Лаптевых имеет смысл, если это жест, возвещающий о действительном интересе России к Арктике и ее серьезных намерениях, а не просто демонстрация флага, которая к тому же грозит спровоцировать милитаризацию региона.
Ровно с такой же пользой для Арктики Медведева можно было президентским указом переименовать в Беломедведева. Хоть повеселились бы.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Если бочка солярки и две бочки спирта - военная сила и постоянное присутствие в Арктике, то я король.
Тот кто будет управлять Северным Полюсом - будет регулировать и контролировать миром . России необходимо иметь там свою ВМ базу и ВВС с целью контроля своих северных границ , торгового пути, и безопасности в случае угроз со стороны северных"союзников- партнеров" жаль что не сделали это раньше. В будущем, когда ослабеет милитаристическая лихорадка у США и сменится несколько президентов, Россия и США будут паритетно равными и нужными друг другу партнерами. Но пока идет разговор с позиции силы - разумно иметь силу, сдерживания и мгновенного реагирования, которая предупреждает и вполне реально угрожает безжалостным и непоправимым ответом на любую агрессию со стороны.
А насколько сам Медвед наварился после "подарка"?
Угу. И поэтому в "нормальной" стране из водопроводных кранов огонь вместо воды течет))))))А из производства осталась тока бумагорезка ФРС, для которой ноне ни как директора не найдут. Не хотит ни кто, панимаешь!
Только сша теперь совсем не те что в тогда!
Ветшают заметно,из кризиса начавшегося ещё в 2006 выбраться всё ещё не можете,хиреете,слабеете,уступаете позиции Азиатским Драконам(Китаю,Вьетнаму,Сингапуру и др)потому как именно к ним и убежал от вас весь реальный сектор экономики которым живёт любая нормальная страна!Так что теперь уже даже самые незначительные потрясения-это болезненные удары для вашей экономики!
Однако вот и Россия тоже другая не слушает соросовских советов и постепенно регенерирует,восстанавливает ещё совсем недавно растерянную силу!