Брюссель vs Москва: до встречи в суде

Сварливая старушка Европа решила проявить характер и устроить арбитражное разбирательство по поводу утилизационного сбора, который Россия ввела практически сразу после вступления в ВТО. Претензии просты: Евросоюз считает, что таким образом российские власти решили компенсировать потери из-за отказа от ввозных пошлин.
Москва, честно говоря, удивилась такой принципиальности. О претензиях со стороны ЕС было известно еще летом, и тогда же было принято решение ввести аналогичную меру. Вопрос немного затянулся из-за Госдумы, которая так некстати отправилась на каникулы, однако уже 8 октября законопроект в первом чтении был принят. Второе и третье обещают провести в течение ближайших двух недель.
Но Евросоюз проявляет редкую несговорчивость. Пресс-секретарь Еврокомиссии Джон Клэнси заявил, что вне зависимости от принятия Россией закона разбирательство будет продолжено. Ущемление своих прав ЕС видит в различии ставок на ввоз новых и подержанных авто. Сейчас тариф на машины старше трех лет в среднем выше в шесть раз. Кроме того, Евросоюз указывает на то, что ставки на грузовики также не должны быть выше, чем на легковые автомобили. Чтобы нагляднее представить, за что бьется ЕС, стоит отметить, что, по данным российского правительства, общий объем поступлений в бюджет от этого сбора составляет 1,3 миллиарда долларов (50 миллиардов рублей).
Запрос на создание специальной группы арбитров ВТО может рассмотреть уже 22 октября. Впрочем, Россия может отсрочить этот процесс, наложив вето, но ненадолго. Евросоюз обещает не отступать и не сдаваться, а потому в случае необходимости отправит и второй запрос, в ноябре. Эту инициативу заблокировать уже не получится.
Впрочем, это не значит, что Россия уж совершенно ничего не собирается делать. Во-первых, для начала можно просто попенять на бессовестность партнеров по ВТО. По негласному правилу, новичков остальные члены организации не донимают судебными разбирательствами в течение первых трех лет. Ну а если чувство стыда пробудить не удастся, можно выкатить встречный иск. Сейчас в отношении российских товаров действует порядка 100 ограничительных мер, в том числе и в Европе. И вступиться за российских металлургов или производителей удобрений будет вполне достойным ответом.
Во всей этой истории остается неясным один момент. Правительство прогнозирует, что с принятием закона поступления в бюджет от утилизационного сбора увеличатся в четыре раза, однако рост цен на автомобили российского производства при этом сохранится «в пределах инфляции». То ли это какая-то другая математика, то ли вновь рассчитывают на чудо, то ли автомобили все-таки подорожают, но предстоящей инфляции это не сильно повредит.
Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк считает, что для автопроизводителей могут наступить сложные времена. Спрос на их товар падает, и повышать цены будет весьма губительно. «На самом деле спор об утилизационном сборе чисто коммерческий, и, как в любом коммерческом споре, есть разные заинтересованные стороны. Стоит отметить, что утилизационный сбор «защищает» не только отечественные компании, но и иностранных производителей, которые инвестировали в создание мощностей на территории РФ, среди которых довольно крупные европейские компании, в частности, Daimler и Renault, для которых отмена утилизационного сбора либо введение его для российских производителей представляет определенные риски, и, скорее всего, они будут использовать свой лоббистский ресурс для того, чтобы затянуть рассмотрение этого вопроса. Поэтому я не ожидаю снижения ставок по утилизационному сбору в краткосрочной перспективе», – отметил Андрей Шенк.
Директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов прогнозирует дальнейшее снижение продаж автомобилей в России и предлагает пересмотреть политику поддержки российского автопрома. «Сохранить рост цен на автомобили российского производства в пределах инфляции при повышении утилизационного сбора в четыре раза можно не только за счет стимулирования покупки иностранных машин, но и путем управления ценами на продукцию автопрома. РФ может использовать право вето, так как не хочет снижать ставки и распространять их на импорт из стран Таможенного союза. Возможными последствиями для России в случае снижения ставок представляются расширение продаж автомобилей и сокращение доли российского автопрома. При сохранении статус-кво продажи автомобилей в России продолжат падать, но их производство будет стимулироваться», – поясняет Михаил Крылов.
В целом же большинство экспертов оптимистично настроены в отношении разбирательств с Евросоюзом. Настроение омрачает лишь тот факт, что с подобной жалобой на Россию в ВТО обратились японцы, а некоторые информационные агентства убеждают, что в стороне не остались также Китай, США, Турция и Украина. Если они окажутся столь же злостными сутяжниками, поневоле задумаешься: а нужна ли она нам, такая ВТО?..
Комментарии читателей Оставить комментарий
Пока всевозможные экономисты и чиновники будут выдумывать всякие "сборы" и не будут думать как улутшить качество своего конечного продукта, до тех пор у нас лада калина будет -МЕРСЕДЕСОМ.
А добропорядочная Европа, да и прочие любвеобильные и не очень рекламисты пусть прекратят гадить на Россиян со своих спутников своей мерзопакостной рекламой.
Наших паршивцев это тоже касается.
В нашей стране всё население грамотное и читать, прийдя в магазин (это шоп по-вашему)или аптеку читать умеет.
Белоруссия не вступила в вто и никакой головной боли.
И сейчас сдадут по первому свистку.
Да беспонтовщина одна только на тазах ездит. Настоящие пацаны на мерсах и бумерах и им мешки с картошкой нафиг не нужны. Учитесь бабло косить а не зарабатывать.