Семь квадратных километров вражды: из-за чего сцепились Китай и Япония

15:08 30.11.2013 , Владимир Панов
Острова Сенкаку. Фото с сайта wikipedia.org
Острова Сенкаку. Фото с сайта wikipedia.org

Справка km.ru

18 сентября 1931 года (Маньчжурский инцидент) произошел подрыв железной дороги около Мукдена (сегодня

Подробнее

Спор за острова Сенкаку достиг той фазы, когда от их богатств мало пользы

В конце ноября пять островков и три скалы в Восточно-Китайском море ворвались на Олимп международной политики: псевдоаналитические кликуши и желтая пресса всего мира завопили о приближении новой мировой войны. Китай в одностороннем порядке включил японский архипелаг Сенкаку, которой он считает своим и именует Дяоюйдао, в собственную «опознавательную зону ПВО». Пекин заявил, что любое воздушное судно, желающее пересечь этот район, отныне обязано получить у него разрешение.

Япония тут же ответила, что китайское изобретение не признает, и направила к Сенкаку истребители. Своим авиакомпаниям Токио тоже приказал игнорировать авиадиспетчеров КНР. А затем над самодельной опознавательной зоной поглумились американские «стратеги» Б-52: они пересекли ее без всяких запросов и без всяких последствий. Китай, что называется, утерся: ему осталось лишь послать в спорный район свою авиацию, которая ни один самолет оттуда не вытолкала, к посадке не принудила, и уж тем более не сбила.

Сенкаку – наверное, самый маленький в мире клочок суши, способный годами ссорить сильнейшие государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Из-за чего там каждую неделю заново разгорается сыр-бор, выводя архипелаг на первые полосы газет?

Предыстория спора известна, и затрагивать мы ее не будем. Если не считать национальной гордости двух азиатских держав и древней взаимной неприязни Японии и Китая, то самым разумным объяснением спора будет, как обычно, экономическое. Сенкаку далеко не Эльдорадо, но побороться в Восточно-Китайском море есть за что. Самый доступный и дешевый ресурс – рыба, которой там в изобилии. Но это, во всех смыслах, только закуска. По подсчетам Управления энергетической информации США, шельф Восточно-Китайского моря хранит 100-160 миллиардов баррелей нефти, которую и китайцы, и японцы вынуждены покупать за тридевять земель. КНР нефтегазовых запасов региона хватит лет на восемьдесят, а Япония сможет отапливаться его газом целое столетие. Недалеко от Сенкаку, кстати, есть перспективное газовое месторождение Чуньсяо, которое китайцы, совместно с Royal Dutch Shell и Unocal, готовятся  разрабатывать.

Еще в водах архипелага полно металлов. В Токио подсчитали, что кобальта Сенкаку скудной ресурсами Японии хватит на 1300 лет, марганца – на 320 лет, никеля – на 100 лет. Себестоимость любого сырья, однако, будет выше обычной: шельфовая добыча – не из дешевых, да и в накаленной обстановке дипломатических конфликтов у любой из сторон будет масса проблем и непредвиденных расходов.

Восточно-Китайское море скрывает и еще один интересный и пока малоизвестный ресурс: в Японии считают, что там имеются газогидраты, которые уже прозвали «горючим льдом» и «топливом будущего». Восторги СМИ, само собой, надо делить минимум на два, но прорыв, сопоставимый со сланцевым, вполне возможен. До сих пор газогидраты мало кого заботили, но сейчас ими заинтересовалась Япония, которая идет в авангарде освоения новой технологии. В пробном режиме она газогидраты уже извлекает, а к 2018 году хочет разработать ноу-хау для промышленной добычи этого топлива. Правительство утвердило для этого специальный план действий, и Сенкаку в нем упомянут: изучение архипелага на предмет газогидратных залежей идет полным ходом.

Военно-политические соображения освоению всех этих богатств не столько помогают, сколько мешают. Чем дольше спорят ведущие державы Азиатско-Тихоокеанского региона, тем больше шансов, что Сенкаку будут использованы Японией и США в военных целях. Это идеальное место для контроля китайских (и всех прочих) морских и воздушных коммуникаций – в каких-то пятистах километрах от побережья КНР. В Пекине это понимают, и борются за каждый метр, который отдалит от Китая его оппонентов. Там знают: телеагитки, показушные учения и грозные демарши – это одно, а реальное состояние дел в Народно-Освободительной Армии Китая – совсем другое. Во многих отношениях НОАК, что называется, бумажный тигр.

Налицо острый недостаток современной техники, систем управления, а также командного состава, умеющего планировать и вести боевые действия. Опыт морских и десантных операций у китайской армии нулевой. Плюс посредственный флот и беспомощная морская авиация. Две последние слабости, кстати, недавно объединились в образе авианосца «Ляонин» (в прошлой жизни «Варяг»): как и его российский систершип «Адмирал Кузнецов», этот плавучий музей годен для демонстрации флага больше, чем для серьезной войны.

Впрочем, реальные конфликты Китаю и Японии с США совершенно не нужны – разве что китайское бряцание саблями зайдёт слишком уж далеко. Пекин выбрал себе в спарринг-партнеры по Сенкаку две единственные державы, у которых есть опыт полномашстабной авианосной войны в их общем регионе. Более того, китайская «опознавательная зона ПВО» заставила всех серьезных игроков АТР позабыть о своих распрях и сплотиться против Китая. Даже Австралия, редко влезающая в такие скандалы, и та вмешалась.

Чем дольше будет тянуться спор за Сенкаку, тем труднее будет подступиться к его богатствам. Одна индийская газета иронически предложила Китаю и Японии набраться терпения: вдруг через пару лет и вправду грянет глобальное потепление? Тогда острова скроются под водой, и предмет спора исчезнет. Но пока что ни угрозы войной, которую ни у кого не хватит духу начать, ни тем более сама война, не помогут распечатать ресурсы Сенкаку. Все, кроме рыбы, там можно добывать лишь в совершенно спокойной обстановке, а сейчас это почти фантастический сценарий. Так что пока экономическая ценность островов и их шельфа, можно сказать, близка к нулю. Пусть себе постоят до лучших времен.
 

Комментарии читателей
02.12.2013, 11:22
Гость: Сергей

Никакой войны или военных действий не будет из за этих островов. Любой военный конфликт приведет к экономическим потерям а японцы и китайцы не дураки и на это не пойдут. По моему тут есть 2 варианта. Первый вариант это все таки договорятся, и будет взаимовыгодное сотрудничество. Второе вариант не договорятся и никто там ничего делать не будет опять таки же до поры до времени.

02.12.2013, 01:26
Гость: gvozd

ну так опровергните мое невежество - Конкретными фактами.
делов то, вы же историю "знаете"...

02.12.2013, 01:24
Гость: SMS

Авианосец имеет сложную конструкцию, однако. Нельзя вот так взять и построить хороший авианосец. У американцев - большой опыт и масса ошибок, которые они больше не повторяют. У нас их начали строить сравнительно недавно, и каждый последующий экземпляр был лучше предыдущего. Построив их ещё десятка полтора, можно было бы спроектировать что-нибудь удачное, а так и последние наши построенные авианосцы - гуано по сравнению с нимицами, которые на 20 лет их старше, не говоря уже о недавно списанном Энтерпрайзе, на котором стояло 8 атомных горшков, и который даже для США оказался дороговат. Американцы, сволочи, своими военными наработками просто так ни с нами, ни с Китаем не хотят делиться.-(

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации