]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Политэкономия
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Купите, если сможете: Куба разрешила свободную продажу машин

21:02 4.01.2014
, Владимир Панов
Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU

Но ее дороги надолго останутся автомузеем под открытым небом

Остров свободы стал еще немного свободнее. Правительство Кубы наконец-то разрешило покупать и продавать машины без бюрократических ограничений. Еще позавчера для покупки нового автомобиля требовалось официальное разрешение, но теперь с этим покончено. Монополия государства на ввоз и продажу автомобилей, однако, остается в силе.

Первое серьезное послабление кубинским автолюбителям было сделано в 2011 году. Тогда им разрешили свободно покупать и продавать подержанные машины. Таковых на рынке оказалось немного, и цены закономерно поползли вверх. На сей раз скачка продаж можно не ждать, учитывая, что подавляющему большинству кубинцев авто не по карману. Машина здесь – в первую очередь роскошь. Государство пополняет бюджет любыми способами, и накрутка процентов этак в 400 для местных автосалонов не предел.

Один только налог на импорт машины составит для покупателя 100% ее стоимости. После многих других пошлин и наценок новый «Пежо-508», например, украшается ценником в 262 000 долларов – это в 11 раз дороже, чем в России. Если вы – кубинец со средней зарплатой 20 долларов в месяц, то эта сумма – ваш доход за 1092 года беспорочного труда (само собой, придется не есть, не одеваться и не умирать). Такой вещи, как автокредит, на Кубе еще не ввели.

Подержанные машины в автосалонах (которые здесь бывают только государственными) тоже дороги. Пятилетний «Пежо-206» стоит 85 000 долларов. Триста пятьдесят лет бережливости – и он ваш! Трехлетняя «Хендэ» – 45 000 долларов, столько же стоит и 15-летняя «Ауди». «Рено»-восьмилетка тянет на 25 000 долларов. По подсчетам американских экспертов, 9 из 10 граждан Кубы при таких ценах на транспортные средства никогда не смогут купить даже мотоцикл.

И все же отмена разрешений на продажу машин только на первый взгляд выглядит утонченным издевательством. Экономическим чудом тут, конечно, не пахнет, но, если вдуматься, шаг логичный, неизбежный и в чем-то полезный. Во-первых, автомобильная оттепель распространяется не только на частных покупателей, но и на кубинские и зарубежные компании, а также на иностранных граждан и дипломатов, так что какое-то оживление на кубинском авторынке неизбежно. Тем более что свободно продаваться теперь будут также мотоциклы и мотороллеры, а это – гораздо более доступный транспорт.

Во-вторых, президент Рауль Кастро подтвердил этим послаблением, что экономические реформы хоть и черепашьими темпами, но все же продвигаются, а личных свобод постепенно будет становиться больше. Расправа с таким анахронизмом, как «лицензии» на куплю-продажу машин, подходит для такой демонстрации как нельзя лучше.

В-третьих, власти явно рассчитывают поприжать коррупционеров в своих рядах. Разрешение на машину кубинец мог получить не всегда: как и многое другое, на Кубе эти бумаги были в дефиците. Первым делом они выдавались тем, кто имел заслуги перед государством, – известным спортсменам, деятелям науки и искусства и прочим знаменитостям. Привилегиями пользовались и врачи, работавшие за рубежом; причем, как и остальные льготники, они покупали машины по сниженным ценам и иногда могли даже ввозить их на Кубу самостоятельно.

Если оформить бумагу официально рядовой кубинец не мог, к его услугам была неофициальная процедура. Продажный чиновник обычно выдавал разрешение без очереди за 1000 долларов или около того. Бизнес верный: у кого есть деньги на безумно дорогую машину, у того и на взятку найдутся. Разрешения были ходовым товаром и на черном рынке, где их стоимость доходила до 13 000 долларов.

Машин на Кубе немного – примерно 650 000 штук. Каждая вторая принадлежит государству, каждая 11-я собрана до революции 1959 года. По количеству авто на душу населения Остров свободы занимает 133-е место в мире, хотя по численности населения держится в восьмом десятке. Автомобилизация здесь давно назрела, и сдерживает ее не только слабая покупательная способность населения, но и экономические пороки коммунизма вкупе с блокадой со стороны США. Куба, например, с трудом обеспечивает себя топливом. Чуть меньше половины потребляемой здесь нефти (93 000 баррелей в сутки) присылает по льготным ценам Венесуэла, и уходит это сырье в основном на электростанции.

Поэтому большое количество машин режиму элементарно «не прокормить». Цены на топливо, само собой, кусаются, особенно после того, как в декабре Гавана в очередной раз повысила их на 10-18%. Теперь литр самого недорогого бензина стоит 1,15 доллара, а аналог нашего Аи-95 – в среднем 1,4 доллара. На среднемесячную зарплату даже бак не наполнишь, а на топливные субсидии у правительства денег нет. На черном рынке бензин может стоить втрое-впятеро дешевле, но качество бывает таким, что не всякий современный автомобиль заведется. Что уж говорить о набирающем популярность керосине, под который местные умельцы приспосабливают свои колымаги...

И все же логика рыночных реформ Рауля Кастро ведет к тому, что однажды вопрос об автомобилизации Кубы ставить придется. И тогда государство обязательно перейдет от беззастенчивого ограбления автомобилистов к стимулированию спроса на машины, а также откажется от монополии на импорт. Конечно, если оно не хочет, чтобы заглохли скромные ростки частного бизнеса, которые власти пытаются культивировать.

А до тех пор Куба останется уникальным музеем американского автомобильного антиквариата, где можно встретить и редкий «Плимут» 1950-х годов, и диковинный «Кадиллак» с «плавниками», каких и в самой Америке не осталось. Часто встречается и ВАЗовское ретро. Что и говорить, милое зрелище для туристов, которые в том числе ради этого сюда и едут. Вот только сами кубинцы предпочли бы что-нибудь посвежее...

Темы: Куба, Автомобильный транспорт в мире, Автопром в мире, Экономика и финансы
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 12.01.2014, 16:36
    Гость: Прохожий

    Автомобилизация это тупиковая ветвь развития. Страна не может расширять проезды до бесконечности,увеличивать парковки и каким образом очищать воздух городов?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 12.01.2014, 16:18
    Гость: Прохожий

    Ты в свои 28 должен быть героем труда или что-то в этом роде. Что-бы тебе распределили авто. Даже копейку!!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 12.01.2014, 16:15
    Гость: Прохожий

    Совершенно верно. Их там днем с огнем не увидишь. Уже давно все поменяли.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 09.01.2014, 12:21
    Гость: gvozd

    Народ идущий по пути строительства коммунизма, должен быть нищим, голодным раздетым и разутым, только так он будет стремиться в коммунизм, где всё есть и все бесплатно.
    ----------------------------------
    хорошо подмечено.
    это идеология кризиса и получив доминирование - сама поддерживает кризис.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 09.01.2014, 11:50
    Гость: Да и в украине

    примерно то же самое...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (89)
]]>
]]>
Выбор читателей
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Импортозамещение провалилось: российские отельеры подложили свинью нашим туристам
Линда призвала избегать стандартов
Как Борис Ельцин КПСС «победил»: о запрете партии и о пропаже партийного имущества
Операция освобождения
Свободный полет feat. Альберт Кувезин «Старый ворон»
4-й дуст «Дача» (интернет-сингл)
Элегантные и недорогие изделия из палладия
«Пикник» приблизил светлое будущее в Оренбурге
Брызги «Эталон красоты» (интернет-сингл)
MayerVolk попытается поменять мир «Философией картин»
negative zero «Гормоны и вуду» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.