Как зарабатывать больше всех и ничего лишнего для этого не делать: совет от Швейцарии

Не успели граждане Швейцарской Конфедерации провести очередной плебисцит, на котором они ограничили приток мигрантов, как их опять позвали на участки на голосования. На этот раз в трубы дуют уже не националисты, а социал-демократы: 18 мая с их подачи пройдет плебисцит о повышении минимальной заработной платы. Левые и профсоюзы спросят у сограждан: а не повысить ли ее до 4000 франков в месяц?
В понятном пересчете это целых 25 долларов в час. Если ответ будет утвердительным, Швейцария превратится в государство с самой высокой на свете «минималкой» и оставит далеко позади признанных лидеров – Люксембург, Францию и Австралию. А еще самые бедные швейцарцы станут зарабатывать в 25 с лишним раз больше, чем в России. У нас официальный МРОТ равнозначен получению менее чем 1 доллара в час.
Предсказать исход референдума пока трудно. По одним опросам, 52% населения скажет «да»; по другим, ровно такое же количество предложение левых отвергает.
Тема роста имущественного неравенства в развитых странах сейчас в моде. ОЭСР выпускает озабоченные доклады, да и политики своего не упускают, повестку дня формируют соответственно. Повысить минимальную зарплату собирается Барак Обама, британский премьер Дэвид Кэмерон об этом уже распорядился, ну а от Ангелы Меркель социал-демократы требуют для начала хотя бы установить такую правовую норму (в Германии закон вообще не предусматривает «минималку»). Что эта мера даст Швейцарии и вправду ли там трудятся не разгибаясь за жалкие раппены пролетарии часовых отверток, конфетных конвейеров и сыроварен?
В первую очередь местные левые движимы, как водится, абстрактной идеей социальной справедливости. Они указывают: в стране есть целые отрасли (сервис, сельское хозяйство), где заработки всегда были ниже нормы; следовательно, отстающих нужно принудительно подтянуть. Пусть они больше получают и больше тратят, помогая бизнесу и экономике в целом. Тем более что цены в Швейцарии – одни из самых высоких в мире, и грех в этих условиях не помочь. Вот, в общем, и все доводы.
У противников повышения аргументов больше. Во-первых, 90% швейцарцев и так получают больше предлагаемых 25 долларов (22 франков) в час: медианная зарплата неквалифицированных работников – 4627 франков, то есть заметно выше предложенных 4000. А оставшимся 10% рост зарплат мало что даст, хотя бы потому, что платить будет некому. Гиганты типа «Нестле» или «Новартиса» (кстати, раскритиковавшие референдум) без проблем переварят рост расходов на жалование. Но там и так платят неплохо. А вот мелкие семейные фирмы, которые приглашают по несколько сотрудников (нередко одного-двух), со всех сторон заявляют, что будут вынуждены их увольнять.
При маленьком штате хозяевам есть резон или справляться своими силами, или вообще закрывать лавочку и идти наемными работниками, раз уж эти последние теперь так хорошо получают. Как вариант, предприниматели будут поднимать и без того высокие цены. И это в стране, где давно популярен «продуктовый туризм»: в Женеве, например, очень любят устраивать массовые набеги на супермаркеты соседней Франции, где продовольствие заметно дешевле. Если референдум удастся, эта тенденция лишь усилится. Получится, что потребитель станет поддерживать франком не собственного, а французского производителя. Зато местные бизнесмены будут склоняться к тому, чтобы открывать новые производства за рубежом.
Во-вторых, многие швейцарцы согласны с одним из фундаментальных принципов консерватизма: «работает – не трогай». Зачем чинить то, что не ломалось? Из кризиса 2008-2009 годов альпийская республика вышла одной из первых. Здесь минимальный уровень безработицы (по данным Берна, 3,5%), а продажи пресловутого шоколада и часов сейчас вообще на небывалой высоте. Крупный бизнес хоть и чувствует себя неплохо, но боится, что после щедрого подарка получателям «минималки» повышения зарплат потребуют и все остальные.
И в-третьих, отмечают швейцарские СМИ, повышение обязательно приведет к росту нарушений трудового законодательства. Швейцарцев за возросшую плату будут больше нагружать работой. Механизм прост: наниматель формально сокращает сотруднику рабочие часы, но на деле требует от него той же выработки. Не нравится – иди судись. Ну а кое-кто предпочтет нанять вместо соотечественника приезжего из Румынии или Болгарии, и хорошо, если легального.
Два года назад Швейцария нашла силы отказаться от незаслуженного, на ее взгляд, пряника и высказалась против увеличения обязательного отпуска. Интересно, устоит ли она теперь. Швейцарцы всегда были народом ответственным и, в отличие от многих прочих европейцев, не раз ставили национальные интересы выше частных, корпоративных или кастовых. А учитывая, что экономика здесь процветает за счет своей открытости и традиционного государственного невмешательства, можно предположить, что горцы все же отвергнут очередной левацкий леденец, который на поверку окажется горьковатым. В крайнем случае, всегда есть возможность одуматься и провести очередной референдум – уже не о повышении, а о снижении зарплат. Ничего невозможного для страны прямой демократии в этом не будет.
Комментарии читателей Оставить комментарий
И ты думаешь что british virgin islands это твои личные острова куда руки британцев не дотянутся? ниче-ниче, дотянемся. и выпотрошим как курицу и тебя и всех других
ну что, будем по крупному отжимать у вас раз вы такие умные все
*Вот и весь секрет благополучия щвейцарцев-ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!*
Угу. Скандалы только регулярные по швейцарским счетам. То во Франции, то в Германии, то в Италии. А чего - платишь 25 процентов - и ты чист перед швейцарской прокуратурой. Та же фигня в Лихтенштейне и Люксембурге. Так что секрет прост: рядом должна быть пара крупных экономик, а ты должен быть маленьким и типа независимым. А часы и шоколад предназначены для тех, кто считать не умеет или не хочет.
Такого подлинного изъявления народной воли не введут больше нигде - ни одно правительство не позволит расшатывать власть. У нас в "Банановой" Британской Колумбии - точно не пройдёт.
Давно пора, а то у меня зарплата куда как больше чем формальная у президента РФ. Даже неловко.