QUEENtet Сергея Мазаева «Модест Петрович Мусоргский. Картинки с выставки» (CD + винил)

Модеста Петровича Мусоргского, при всей его очевидной самобытности и мощи, в последнее время нечасто поднимают на щит. Немногим дано охватить и ухватить, как композитор умел совмещать личное и всеобщее, внутреннее и внешнее, преходящее и бесконечное. Недаром Мусогрского считают «своим» российские рок-музыканты. Не так давно Александр Ф. Скляр посвятил ему песню «Модест — the best», провозгласив его предтечей своих коллег по сцене. А группа «Сектор Газа» пыталась популяризировать «Картинки с выставки», сделав пьесу «Прогулка» сквозной темой своей панк-сказки «Кащей Бессмертный».
Сергей Мазаев поставил перед своим квинтетом задачу еще более широкую — высветить в «Картинках с выставки» универсальность пути любого человека, который не желает плыть по течению и становиться жертвой обстоятельств, а преодолевает в себе мелочные сомнения и страх перед смертью, чтобы встать наравне с Вечностью. Сама форма «Картинок с выставки» уникальна. Из «музыкального репортажа» Модеста Мусоргского с посмертной художественной экспозиции друга-архитектора Виктора Гартмана цикл инструментальных пьес прямо на глазах у слушателя вырастает до масштабов гимна величию и бессмертию человеческого духа.
Как и композитор, Гартман искал в архитектуре небывалого — то, что выйдет за рамки утилитарных человеческих потребностей и ляжет в незыблемый фундамент алтаря мироздания. Координаты этого поиска прекрасно прослеживаются в сочетании личных впечатлений Мусоргского от эскизов друга с вполне осязаемыми очертаниями увиденных работ. Камертоном состояния автора «Картинок с выставки» становится постоянно повторяющаяся в разных вариациях тема «Прогулка», знаменующая переход Мусоргского по экспозиции от картины к картине. Прозвучав в начале бравурно, «Прогулка» становится раз от разу все более угрюмее, а во вступление к «Балету невылупившихся птенцов» даже проникают ее депрессивные обертона (дескать, композитор не отвлекся от своих мрачных мыслей даже перед полотном, отравив себе процесс созерцания забавного сюжета).
Но является ли этот конкретный эскиз к балету Юлия Гербера «Трильби»таким уж безоблачным? Раз птенцы не вылупились, значит не сбылись какие-то чаяния, поэтому беззаботное щебетание сменяется в этой пьесе оглушительными атаками струнных. Мусоргский до последнего не поддается депрессивным настроениям и пытается найти отраду в сугубо бытовых сюжетах. Однако в пьесе «Два еврея, богатый и бедный» на передний план в итоге выходит спесь и подобострастие персонажей, а в «Лимож. Рынок. Большая новость» - сварливость уличных торговок.
Весь этот пестрый диапазон состояний QUEENtet Сергея Мазаева передал скрупулезно и виртуозно. Особенно хочется выделить «Гнома», иллюстрировавшего эскиз елочной игрушки в форме уродливого кривоногого карлика, в виде которого выполнены щипцы для колки орехов. Позже QUEENtet Сергея Мазаева запишет и сюиту Петра Чайковского «Щелкунчик», но смысловое наполнение в обоих случаях принципиально разное. В случае с Мусоргским на передний план выходит неконтролируемый ужас ребенка перед необычной рождествнской игрушкой и захватывающие эмоциональные качели — от ощущения праздника до желания держаться подальше от пугающего атрибута торжества.
В более глобальном масштабе те же ощущения будут переданы в кульминационных пьесах цикла - «Катакомбы. Римская гробница» и «С мертвыми на одном языке». Здесь в образе своего рода Щелкунчика, раскалывающего жизнь, чтобы добраться до ее сердцевины (или яйцо с целью освободить невылупившегося птенца) предстает сама Смерть. Давящее ощущение от встречи с Парижем — городом мертвых сменяется примирением с неизбежным и освобождением автора, а вслед за ним и слушателя, от внутреннего эмоционального негатива, который воплощен в образе улетающей в ступе Бабы-Яги в «Избушке на курьих ножках». Взамен нам остается величие «Богатырских ворот. Во стольном городе во Киеве» как символ победы несломленного человека над всем несущественным, преходящим и бренным.
Сохранившийся эскиз этих так и не возведенных ворот можно во всех подробностях оценить на обложке виниловой пластинки «Картинок с выставки», которую выпустил в 2019 году QUEENtet Сергея Мазаева в составе: Сергей Мазаев (кларнет), Анна Ким (I скрипка), Сергей Викокуров (II скрипка), Анна Журавлева (альт), Ольга Демина (виолончель) и Сергей Гейер (контрабас). Автор переложения фортепианных «Картинок с выставки» Сергей Гейер ориентировался на оркестровку Мориса Равеля, сделанную в 1922 году, и рассказал обо всех перипетиях создания «Картинок с выставки» во вкладыше к CD-версии альбома. Там же можно найти подробные разъяснения к каждой пьесе, и некоторые эскизы, вдохновившие Модеста Мусоргского на его космический цикл.
Комментарии читателей Оставить комментарий