]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Музыка
Главная → Музыка → МузОбзор
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
    • Авансцена
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Анонсы
    • Концерты
    • МузОбзор
    • Интервью
    • Клипы
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

QUEENtet Сергея Мазаева «Модест Петрович Мусоргский. Картинки с выставки» (CD + винил)

17:05 7.03.2023
, Денис Ступников
QUEENtet Сергея Мазаева «Модест Петрович Мусоргский. Картинки с выставки» (CD +
Обложка альбома. Предоставлена издателем

Исполнитель: QUEENtet Сергея Мазаева, Название: «Модест Петрович Мусоргский. Картинки с выставки», Стиль: классика, Год: 2019

Модеста Петровича Мусоргского, при всей его очевидной самобытности и мощи, в последнее время нечасто поднимают на щит. Немногим дано охватить и ухватить, как композитор умел совмещать личное и всеобщее, внутреннее и внешнее, преходящее и бесконечное. Недаром Мусогрского считают «своим» российские рок-музыканты. Не так давно Александр Ф. Скляр посвятил ему песню «Модест — the best», провозгласив его предтечей своих коллег по сцене. А группа «Сектор Газа» пыталась популяризировать «Картинки с выставки», сделав пьесу «Прогулка» сквозной темой своей панк-сказки «Кащей Бессмертный».

Сергей Мазаев поставил перед своим квинтетом задачу еще более широкую — высветить в «Картинках с выставки» универсальность пути любого человека, который не желает плыть по течению и становиться жертвой обстоятельств, а преодолевает в себе мелочные сомнения и страх перед смертью, чтобы встать наравне с Вечностью. Сама форма «Картинок с выставки» уникальна. Из «музыкального репортажа» Модеста Мусоргского с посмертной художественной экспозиции друга-архитектора Виктора Гартмана цикл инструментальных пьес прямо на глазах у слушателя вырастает до масштабов гимна величию и бессмертию человеческого духа.

Как и композитор, Гартман искал в архитектуре небывалого — то, что выйдет за рамки утилитарных человеческих потребностей и ляжет в незыблемый фундамент алтаря мироздания. Координаты этого поиска прекрасно прослеживаются в сочетании личных впечатлений Мусоргского от эскизов друга с вполне осязаемыми очертаниями увиденных работ. Камертоном состояния автора «Картинок с выставки» становится постоянно повторяющаяся в разных вариациях тема «Прогулка», знаменующая переход Мусоргского по экспозиции от картины к картине. Прозвучав в начале бравурно, «Прогулка» становится раз от разу все более угрюмее, а во вступление к «Балету невылупившихся птенцов» даже проникают ее депрессивные обертона (дескать, композитор не отвлекся от своих мрачных мыслей даже перед полотном, отравив себе процесс созерцания забавного сюжета).

Но является ли этот конкретный эскиз к балету Юлия Гербера «Трильби»таким уж безоблачным? Раз птенцы не вылупились, значит не сбылись какие-то чаяния, поэтому беззаботное щебетание сменяется в этой пьесе оглушительными атаками струнных. Мусоргский до последнего не поддается депрессивным настроениям и пытается найти отраду в сугубо бытовых сюжетах. Однако в пьесе «Два еврея, богатый и бедный» на передний план в итоге выходит спесь и подобострастие персонажей, а в «Лимож. Рынок. Большая новость» - сварливость уличных торговок.

Весь этот пестрый диапазон состояний QUEENtet Сергея Мазаева передал скрупулезно и виртуозно. Особенно хочется выделить «Гнома», иллюстрировавшего эскиз елочной игрушки в форме уродливого кривоногого карлика, в виде которого выполнены щипцы для колки орехов. Позже QUEENtet Сергея Мазаева запишет и сюиту Петра Чайковского «Щелкунчик», но смысловое наполнение в обоих случаях принципиально разное. В случае с Мусоргским на передний план выходит неконтролируемый ужас ребенка перед необычной рождествнской игрушкой и захватывающие эмоциональные качели — от ощущения праздника до желания держаться подальше от пугающего атрибута торжества.

В более глобальном масштабе те же ощущения будут переданы в кульминационных пьесах цикла - «Катакомбы. Римская гробница» и «С мертвыми на одном языке». Здесь в образе своего рода Щелкунчика, раскалывающего жизнь, чтобы добраться до ее сердцевины (или яйцо с целью освободить невылупившегося птенца) предстает сама Смерть. Давящее ощущение от встречи с Парижем — городом мертвых сменяется примирением с неизбежным и освобождением автора, а вслед за ним и слушателя, от внутреннего эмоционального негатива, который воплощен в образе улетающей в ступе Бабы-Яги в «Избушке на курьих ножках». Взамен нам остается величие «Богатырских ворот. Во стольном городе во Киеве» как символ победы несломленного человека над всем несущественным, преходящим и бренным.

Сохранившийся эскиз этих так и не возведенных ворот можно во всех подробностях оценить на обложке виниловой пластинки «Картинок с выставки», которую выпустил в 2019 году QUEENtet Сергея Мазаева в составе: Сергей Мазаев (кларнет), Анна Ким (I скрипка), Сергей Викокуров (II скрипка), Анна Журавлева (альт), Ольга Демина (виолончель) и Сергей Гейер (контрабас). Автор переложения фортепианных «Картинок с выставки» Сергей Гейер ориентировался на оркестровку Мориса Равеля, сделанную в 1922 году, и рассказал обо всех перипетиях создания «Картинок с выставки» во вкладыше к CD-версии альбома. Там же можно найти подробные разъяснения к каждой пьесе, и некоторые эскизы, вдохновившие Модеста Мусоргского на его космический цикл.  

Темы: Музыка в России, Музыка и шоу-бизнес, Музыкальные новинки, Персоны и события в мире классической музыки, Персоны и события в мире музыки
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Коллаж © KM.RU
Ударит ли Америка по Ирану и как это отразится на России?
Новый глава «Роскосмоса» рассказал, почему Россия отстала в космосе
Путин: где ступает нога русского солдата, то – наше
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Свободный полет «Вместе. Часть 3»
Свободный полет feat. Андрей Смирнов («Терем-квартет») «Монгол Шуудан»
Памятник Сталину и украинские «кидалы»: как прошел «Большой разговор» Александра Лукашенко с прессой и НКО
Фирменный оптимизм Аниты Цой
Арт-кабаре СеЛяВи «Страшные сказки (ремикс)»
Советская вокальная школа победила на «Славянском базаре»
Ермен «Анти» Ержанов, 9 декабря, Mezzo Forte
«Моральный кодекс» напомнил о том, что вокруг ничего не меняется
Александр Ф. Скляр, 9 марта, Урбан
«Бахыт Компот» поздравил женщин песнями об их изворотливости и непостоянстве
Американцами раскрыт секрет самого таинственного оружия русских
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.