Нужны ли друг другу Украина и Донецк с Луганском?

Провозглашение независимости Донецкой и Луганской народных республик поставило вопрос об экономическом будущем обеих. Ведь если назвался независимым, то строй собственное хозяйство. Интересно взглянуть, на каком фундаменте они поведут это строительство и чем это завершится. Донецкая и Луганская области, большая часть которых и составляет собственно Донбасс, на первый взгляд, вполне могут рассчитывать на экономическую независимость. Здесь сосредоточена треть украинской промышленности, включая «химию», металлургию и машиностроение, добывается качественный уголь. А если верить выкладкам правительства Украины, эти регионы ходят в лидерах по валютным поступлениям. Во всяком случае, ходили.
В 2012 году внешнеторговый баланс Донецкой области был в плюсе на 3,5 миллиарда долларов, Луганской – на 2 миллиарда. Сейчас цифры явно меньше, да и вряд ли сальдо еще положительное. Промышленность Украины в штопоре. Когда в ноябре прошлого года спад промпроизводства снизился до 4,7% год к году, металлургия и машиностроение показали обратную тенденцию. Там спад вырос до 11,8 и 17,2% соответственно. А этой весной и темпы промпроизводства вернулись к росту и составили в марте почти 7%.
Высокую экспортную выручку Донбасс демонстрировал во времена правления Виктора Януковича. Донбассу удавалось получать неплохие газовые и угольные субсидии. Дотации местным производителям угля достигали, по разным данным, от 1,5 до 2,3 миллиарда долларов в год. Это не говоря уже о том, что реальный объем прибылей Донбасса из-за особенностей статистики был куда ниже номинального. Вот один пример: весь закупаемый Украиной газ растаможивается в Киеве и записывается ему в импорт. Затем топливо идет на донбасские предприятия, щедро дотируется, а выпущенная с его помощью продукция пишется в экспорт уже не Киеву, а регионам Донбасса. Вот вам и самая высокая валютная выручка.
А вот зарабатывали здесь неплохо (кто работал). Не так давно две области входили в шестерку регионов, где зарплата превышала среднюю по Украине (381 доллар в месяц). Донетчина была по этому показателю на втором месте (458 долларов), а Луганщина – на третьем (411 долларов), и уступали они только Киеву. В случае присоединения к России зарплату жителям Донбасса придется доводить до уровня, скажем, соседней Ростовской области, а это уже сейчас 685 долларов. Так регион потеряет одно из своих конкурентных преимуществ – относительно невысокую заработную плату.
Конкуренции с российской промышленностью Донбасс и без этого не выдержит. В первую очередь это касается его шахт. Тут и себестоимость угля втрое выше, и энергии на добычу каждой тонны требуется вдвое больше, и производительность чуть не вдесятеро ниже.
Далее встает вопрос дотаций. Сейчас финансовое положение края столь же унылое, как и у Украины в целом. Если верить Минфину Украины, два региона давно забирают из госбюджета много больше, чем вносят. Донецкая область – самый дотируемый регион Украины, финансово самодостаточный менее чем на 40%, причем этот показатель ухудшается три года подряд. Луганская – на 44%. В прошлом году они получили от Киева 3,3 и 1,5 миллиарда долларов соответственно. И это только на текущие расходы.
Восстановление экономики после военных действий и отделения от Украины потребует многократно бóльших расходов, особенно если Киев на радостях откажется от всех социальных обязательств перед населением областей, включая льготы и пенсии. Российские комментаторы уже допускают, что в случае присоединения ДНР к России дотации двум областям придется как минимум утроить. А в случае независимости придется вести долгие и трудные переговоры с Киевом, так как инфраструктурно Донбасс привязан к Украине, а не к России.
Экономисты иногда указывают, что Украине будет только лучше, если она «отсоединит» Донецкую и Луганскую республики. Это создаст массу проблем, включая угрозу юридического (фактически он уже наступил) дефолта и трений с западными спонсорами Киева, которые сейчас выделяют ему деньги под условие сохранения Востока. Но и выгоды существенные: страна отбрасывает оба датируемых региона, становясь более моноэтничной (доля русских падает с 17 до 11%) и ориентированной на Европу. Одним махом решается проблема модернизации Донбасса с его устаревшей материальной базой, экономятся миллиарды на субсидиях и на 20% сокращается потребление газа.
В то же время Россия, независимо от того, присоединятся к ней Донецкая и Луганская области или нет, по ряду подсчетов, будет обречена тратить на них минимум по 20 миллиардов долларов в год.
Комментарии читателей Оставить комментарий